Черлакская организация КПРФ – одна из самых сильных в Омской области. Активен не только депутатский корпус, но и рядовые коммунисты. О том, как прошла кампания выборов, чем живет партийная организация, рассказал куратор выборов в Черлакском районе, депутат Законодательного собрания области Владимир ВИНИЧЕНКО.
– Каковы итоги выборов в вашем районе?
– В целом по Черлакскому району от КПРФ мы выдвигали 41 кандидата в райсовет и Советы поселений. В районный Совет прошло 4 человека (выдвигали 8). В Советы сельских и Черлакского городского поселений прошло 26 человек, то есть в совокупности мы получили 30 мандатов. В сравнении с выборами 2015 года мы более чем в два раза увеличили наше представительство (было 14 человек). Расширилась география.
В ряде поселений, где раньше вообще не было депутатов от КПРФ, они появились. Например, в Курумбельском поселении – выдвинули двух кандидатов, и оба они прошли. Надо отметить, что многие наши товарищи заняли первые места по числу полученных голосов на многомандатных избирательных округах. Это Александр Анатольевич Безруков в Иртышском поселении – лучший результат из 20 кандидатов. Анна Альбертовна Гашкина в Елизаветинском сельском поселении. Моя супруга Ирина Юрьевна Виниченко в Медетском сельском поселении.
То есть наши товарищи являются реальными лидерами общественного мнения. В целом ряде сельских поселений мы создали жесткую конкуренцию «официальным» кандидатам, у которых была вся административная поддержка. На волоске висели результаты.
– С какими проблемами вы столкнулись?
– Считаю, что мы чуть-чуть недожали. Времени на агитацию было мало. Были объективные проблемы с выпуском агитационной продукции. По сравнению с 2015 годом сельские кандидаты во всех районах стали активнее работать с листовками, поэтому специалисты в обкоме не успевали. Потом пошли дожди. Самым неприятным для нас оказалось «коронавирусное» ограничение собраний. Прямой разговор с людьми всегда был сильным козырем КПРФ, но и в этом мы были ограничены. Выборы проходили фактически без традиционных для нас мероприятий – пикетов, собраний жителей. Мы буквально «на бегу» распространяли агитационную продукцию. Но район мы обошли минимум три, а где-то и четыре раза. Распространили 10 тысяч экземпляров «Правды». В каждое село, даже где не было кандидатов в Совет, а наша районная организация КПРФ приняла участие в выборах в 11 из 12 поселений.
– Что считаете наибольшим успехом?
– Лучшие результаты – в Николаевском поселении, где прошли все 6 наших выдвиженцев. В Совете сформировалось большинство. Из 10 мандатов КПРФ взяла 6. У власти уже появилась обеспокоенность: в октябре должно объявлять конкурс на замещение должности главы поселения, и наш кандидат будет там принимать участие. Есть, правда, опасения, что «с помощью» конкурсной комиссии ему не дадут дойти до голосования в Совете. Но мы можем впоследствии и изменения в Устав поселения внести, чтобы вернуть прямые выборы.
В райсовет прошло бы пять человек, но один из наших кандидатов незначительно уступил соперникам. Сыграло роль досрочное голосование – работники соцзащиты повально объезжали пенсионеров, чтобы те проголосовали до воскресенья, досрочно. Массово нагоняли бюджетников – мы писали в прокуратуру. Мы пытались обеспечить контроль, привлекли, в том числе, товарищей из города. В день выборов подали больше 10 жалоб.
– Ваша оценка кампании вообще?
– В целом кампания наша хоть и была скоротечна, но мы достаточно активно работали. Проводили акции по благоустройству территории. В Черлаке на рынке несколько раз ставили красную палатку. Население нас заметило. Однако неверие людей переломить не удалось, отсюда низкая для села явка – менее 30 процентов. Но, как оказалось, даже в «коронавирусных» условиях можно работать.
– Что говорят наши товарищи по поводу планов?
– Люди хотят учиться, хотят постигнуть «депутатскую науку». Досконально изучить уставы района, поселений, регламент, местные нормативные акты. Администрация района уже, повторяю, «выражала обеспокоенность». На первом заседании в Черлакском городском Совете не смогли избрать председателя. Там из 15 человек прошло только 4 выдвиженца «Единой России» – меньше, чем наших товарищей. Хотя устойчивого большинства у нас тоже нет. Однако можно работать и в меньшинстве – не числом, а уменьем. Контрольные функции никто не отменял. Надо уметь требовать от властей соблюдения их же собственных решений, привлекать контролирующие органы для решения проблемных вопросов.
По собственному опыту знаю, что при активной работе даже один депутат может так воздействовать на ситуацию, что чиновники будут вынуждены «шевелиться», искать пути решения общественно значимых проблем. Когда я «ушел» в Законодательное собрание области, в руководстве районной администрации, как мне рассказывали, не скрывали своей радости по этому поводу. Но сейчас пришел Сергей Велижанин с товарищами, и я думаю, что наша фракция будет работать активно. От прямых вопросов на злобу дня чиновникам не уйти.
…И НАСТЫРНОСТЬЮ
А теперь слово Сергею ВЕЛИЖАНИНУ, лидеру общественного движения «Народный Совет Черлак», депутату Черлакского районного Совета от КПРФ.
– Еще два года назад не мог даже предположить, что моя жизнь так круто изменит направление. Всегда зарабатывал на хлеб своими руками. Был предпринимателем, работал в строительной сфере. По натуре я трудоголик, но в 2018 году стал замечать, что средств на жизнь перестало хватать, хотя работал не меньше, чем раньше. Я просто не понимал, как моя семья будет жить дальше. Возраст берет свое, пенсия отдалилась на пять лет, а жизнь дорожает не по дням, а по часам.
Стал искать информацию в интернете о том, что происходит в моей стране, и нашел много интересного. Стал искать единомышленников, делился своими мыслями с близкими и знакомыми. После проведенного в апреле 2019 года пикета против «мусорной» реформы собрались неравнодушные товарищи, посовещались и приняли решение о создании общественного движения «Народный Совет Черлак».
Чем занималась организация? Делились различной полезной информацией, помогали составлять запросы во всевозможные инстанции, ходили в прокуратуру и суды, чтобы отстаивать и защищать свои права. Вместе изучали законы. Постепенно появился опыт и известность в поселке.
Коллективный судебный иск жителей Черлака по качеству воды к МУП «Тепловодоснабжение» рассматривается в судах уже целый год. Впереди – третье заседание апелляционной инстанции, оно назначено на 15 октября. Мы знаем, что правда на нашей стороне, но включился административный ресурс, а ответчик не гнушается применять нечестные приемы. Так что ждем решения областного суда.
В этом году актив нашего общественного движения решил бороться за депутатские мандаты. Почти ни у кого из наших кандидатов не было ни партийного, ни депутатского опыта, но есть огромное желание изменить жизнь простого человека, человека труда в лучшую сторону. Мы считаем, что наш народ заслуживает большего. Мы не хотим мириться с тем, что созидательный, производительный труд обесценен, а кабинетные вельможи распределяют денежные потоки по своему усмотрению, не забывая себя, любимых.
Участвовали в избирательной кампании командой, поэтому хотелось бы поблагодарить всех наших кандидатов, и избранных депутатами, и не сумевших получить мандаты, за коллективизм. Все делали общее дело, не считаясь с личным временем. Хочу отметить также наших активистов, которые не набрали необходимое количество голосов, но не намерены отступать, будут вести общественную работу. Это Владимир Жиляев, Светлана Жукова.
Результаты могли бы быть лучше, но сыграл, конечно, свою роль и административный ресурс. Надомное выездное голосование проводилось без личных заявлений граждан, без уведомления родственников. Соцработники подали списки пенсионеров руководству, те – в участковые комиссии. Члены УИК ехали к пенсионерам, многие из которых даже не знали кандидатов, но, не желая обидеть уже приехавшую комиссию, ставили галочку, где придется.
Со стороны администрации и избиркомов информация о выборах была минимальной. Полное отсутствие информационных стендов, в районной газете кандидаты сельских поселений вообще даже не были названы. Если перед голосованием по Конституции делалось все, чтобы привлечь людей, то сейчас многие избиратели узнавали фамилии кандидатов либо у стенда в УИК, либо вообще в бюллетене.
Выборы не должны напоминать игру в наперстки! Но один из чиновников мне заявил, что такое количество кандидатов и такая организация – для того, чтобы «такие, как вы, не прошли». То есть уже в открытую признаются, что используют свои «технологии».
Были нарушения и при голосовании. На УИК №1844 нашим наблюдателем была пресечена попытка выноса книги регистрации проголосовавших из зала для голосования. Работники д/с №9, как выяснилось из их заявлений, все хором собрались 13 сентября куда-то уезжать, и поэтому дружно пришли голосовать досрочно. Руководитель их благодарила «за активность». Также выяснилось, но уже позже, что на выездное голосование члены УИК ездили с незапечатанной урной, был такой случай.
Против нас использовались слухи и сплетни. Приходилось слышать разговоры о том, что, дескать, все кандидаты рвутся к власти ради баснословных выплат. Хочу сообщить избирателям, что труд депутата – это добровольная общественная нагрузка, зарплат у рядовых депутатов нет.
И все же итоги выборов оцениваю как положительные. Жители Черлака нам доверяют, а это дорогого стоит. Приложу все силы для защиты интересов земляков.
На фото: черлакские коммунисты возле памятника В.И. Ленину.
Интервью провели Игорь ФЕДОРОВСКИЙ и Евгения ЛИФАНТЬЕВА.