КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Советские люди получили социальные гарантии

сп

31 октября 1918 года Советское правительство  утвердило Положение о социальном обеспечении трудящихся.

В Положении о социальном обеспечении трудящихся, утвержденном Советом Народных Комиссаров 31 октября 1918г., устанавливались следующие виды обеспечения: по случаю временной нетрудоспособности; постоянной нетрудоспособности, вызванной увечьем, болезнью, старостью и т.п.; в случае безработицы. Обеспечению подлежали все лица наемного труда. Социальное обеспечение осуществлялось при полном самоуправлении застрахованных при участии профессиональных союзов.

В первый послереволюционный год правительство России издало ряд декретов, которые заложили программную юридическую основу для создания в будущем всей системы социального обеспечения трудящихся: 30 октября 1917г. (по старому стилю) было обнародовано правительственное сообщение о социальном страховании; 8 ноября 1917г.- издан декрет “Об увеличении пенсий”; 11 декабря 1917г.- декрет “О страховании на случай безработицы”; 22 декабря 1917 года- декрет “О страховании на случай болезни”. Эти декреты провозглашали, что социальному страхованию подлежат все без исключения наемные рабочие, а также городская и сельская беднота. Социальное страхование распространялось на все виды потери трудоспособности (болезнь, увечье, инвалидность, старость, материнство, вдовство, сиротство, а также безработица). В случае утраты трудоспособности и безработицы возмещался по крайней мере полный заработок. Рабочие и служащие освобождались от уплаты страховых взносов.

Однако в первых декретах о социальном страховании и обеспечении излагались главным образом программные положения политики государства по этим вопросам, так как гарантировать реальное обеспечение граждан в размерах и формах, провозглашенных декретами, молодое советское государство в то время, естественно, еще не могло. Вместе с тем за период с 1917 по 1922 гг. государством была проделана большая работа по изданию нормативных актов по социальному обеспечению. Более того, обилие этих нормативных актов по отдельным видам обеспечения диктовало необходимость проведения кодификации действующего законодательства. К одному из первых актов отраслевой кодификации следует отнести Положение о социальном обеспечении трудящихся от 31 октября 1918 г., в котором содержались нормы, регулирующие все виды социального обеспечения, существовавшие в тот период (на случай временной нетрудоспособности, старости, инвалидности, потери кормильца).

Первым актом видовой кодификации явилась Сводка правил о выдаче пособий и пенсий трудящимся подотдела социального обеспечения и охраны труда отделов труда, утвержденная Наркомтрудом 15 августа 1919г. В ней, как и в двух других Сводках, изданных позднее, воспроизводились нормы, уже принятые ранее государственными органами, а также устанавливались ведомственные нормы, которые уточняли и развивали отдельные положения этих актов.

27 июля 1920г. Был издан второй кодифицированный акт - Сводка правил по выдаче пособий и пенсий, утвержденная Наркомсобесом. В конце 1920г. Появилась Сводка правил по выдаче пособий и пенсий, изданная Наркомсобесом. Принятые сводки были первыми попытками видовой кодификации законодательства о социальном обеспечении. Они явились прообразом сводок, изданных в конце 20-х годов, когда практика принятия подобных актов кодификации стала более распространенной. Кодификационная работа, таким образом, достигала уже в эти годы значительного уровня. Завершением ее должен был стать Кодекс законов о социальном обеспечении. В 1920 г. Проект его был разработан и рассмотрен на междуведомственном совещании, а затем внесен в Совнарком. Однако этому проекту не суждено было стать законом, так как уже в 1921 г. социальное обеспечение было заменено социальным страхованием.

Таким образом, в 1917-1922 гг. были заложены основы республиканской системы социального обеспечения трудящихся, издано новое законодательство о социальном обеспечении и страховании. В изданных декретах прослеживалась линия государства на установление единых страховых законов для всех трудящихся. Другим направлением политики государства при издании нормативных актов по социальному обеспечению и страхованию являлось стремление к комплексны законам, которые охватывали бы сразу несколько видов обеспечения, а также к сводным кодифицированным нормативным актам, регулирующим все вопросы, касающиеся обеспечения граждан тем или иным видом социального обеспечения и страхования.