КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Молодой учитель привел аргументы «за» и «против» дистанционного обучения

19.10 10:05

Мы регулярно слышим о школах или отдельных классах, закрытых на карантин. Никто не удивится, если скоро всех учеников вновь отправят на дистант. Молодой омский учитель истории и обществознания Степан Кошкарёв решил разобраться, чем плох и хорош дистант, а также предложил другой путь решения проблемы.

Осенние показатели заболеваемости COVID-19 стали рекордными. Но опыт самоизоляции мало кому пришёлся по душе. Многие просто устали находиться в четырёх стенах и обрадовались, когда ограничения пошли на спад. Однако сейчас вопрос о новых мерах предосторожности стоит очень остро, ведь у нас нет ни проверенной вакцины, ни эффективного лекарства, ни огромного количества врачей (спросите у медицинских работников, какая у них нагрузка), ни коек для всех больных, с учетом того что другие болезни тоже никуда не делись. А все уверения властей о том, что мы готовы и всё будет хорошо, нужны для недопущения паники.

Показательными являются не слова, а действия. Так, в начале октября московские школы ушли на досрочные и удлиненные каникулы, а 14 октября объявили о переводе учеников 6–11-х классов на дистанционное обучение до конца месяца. О чем это может говорить? Подобные меры могут предпринять и в регионах. Ограничения так или иначе отразятся и на образовательном процессе в школе.

Итак, нужна ли нам дистанционка? Эта тема уже набила оскомину, а одно её упоминание вызывает нервный тик. Но это сегодняшняя действительность. Я выделил аргументы за дистанционное образование, против него и альтернативные решения, которые возможны в сложившейся ситуации.

 

Аргументы за дистант

Главный тезис, про который многие забывают, состоит в том, что вирус есть. Он вызывает массу осложнений, очень заразный, трудно определяемый, с долгим инкубационным периодом, есть вероятность летального исхода. У нас нет эффективного и доступного лекарства, а также вакцины. Долгие годы российская медицина подвергалась реформам «эффективных менеджеров», что привело к значительному сокращению больничных коек, а коммерциализация отрасли — к снижению доступности медицинской помощи для россиян. А значит, если разом заболеет огромное количество человек, то система здравоохранения просто не сможет помочь всем. Режим самоизоляции — это попытка снизить динамику заболеваемости, чтобы успеть лучше подготовиться и не допустить единовременного резкого роста больных коронавирусом. Поэтому ограничения в ближайшее время будут неизбежны. Это не прихоть, а попытка сохранить жизнеспособность общества.

В школах скапливается огромное количество людей. Такие замкнутые пространства идеально подходят для распространения вирусных заболеваний. Во многих учреждениях по две смены, и одни и те же учителя ведут уроки в своих кабинетах в течение всего дня. В таких условиях невозможно соблюдать рекомендации Роспотребнадзора (развести детей по потокам, протирать парты, проветривать кабинет, кварцевать, замерять температуру и т.д.) и в полной мере обеспечить безопасность. Поэтому либо карантин и безделье, либо дистанционное образование и хоть какое-то обучение.

Если обозначить проблему шире, то дело в поведении людей, которые не соблюдают меры предосторожности. Они ходят в места большого скопления людей, увеселительные заведения, не носят маски и перчатки, забывают мыть руки. Некоторые чувствуют недомогание, но не обращаются к медикам, а выходят на работу или учебу. Иными словами, они подвергают опасности не только себя, но и окружающих. В таких условиях ребёнок может заболеть не только и не столько в школе, сколько после уроков и принести заразу в класс. Поэтому ограничение контактов так или иначе снизит вероятность заражения.

 

Аргументы против дистанта

Первый аргумент самый важный. В мире экономический кризис, и пандемия его только подстегивает. Экономические показатели пробивают дно, причем это касается не только России. И, несмотря на опасность заболевания, надо работать. А дети на дистанционном обучении требуют большего внимания и контроля со стороны родителей, чьи доходы из-за кризиса, скорее всего, снижаются, а не растут.

Сами ученики просто не готовы к такой форме обучения. Дистанционное образование требует высокой личной мотивации, заинтересованности и понимания. У взрослых людей бывают с этим проблемы, а у школьников тем более. Нужно учитывать, что чем младше школьник, тем ему тяжелее. Возникает ещё один вопрос: печатать домашние задания или писать от руки? Печатать — значит отвыкать писать от руки, а последнее полезно. К тому же постоянное нахождение за компьютером негативно сказывается на здоровье — как психологическом, так и физическом. Но писать от руки, делать фотографии работ и отправлять, значит рисковать зрением учителей. На это накладываются проблемы с техникой — не у каждого ребенка есть компьютер. По данным Росстата за 2018 год, каждый пятый ребенок жил в семье с доходами ниже прожиточного минимума.

Учителя тоже не готовы к дистанционной форме обучения. Она требует определенной гибкости, технической грамотности, более творческого подхода. По статистике, которую озвучила бывший министр просвещения Ольга Васильева летом 2019 года, средний возраст российских учителей — 50 лет, а молодежи только 11–13%. Не секрет, что чем старше человек, тем ему труднее осваивать новые технологии и менять привычки. Плюс происходит увеличение нагрузки на учителей: нужно разработать дистанционный урок или «дорожную карту», а на это требуется больше времени, чем на подготовку «живого урока». Также необходимо проверить работы каждого ребенка, проконтролировать выполнение заданий, что сложно, ведь личного контакта нет. Плюс интернет может ответить почти на любой вопрос, и некоторые дети попросту списывают готовые ответы.

Неготовность учеников и учителей в совокупности дают низкое качество образования, что скажется позже, при обучении в университете, колледже, на работе. Кто-то сможет нанять репетиторов, но всем ли это по карману?

Люди устали от ограничений и на фоне снижения уровня жизни и доходов могут не согласиться на них. Денежных компенсаций не дадут ни учителям за увеличение нагрузки, ни родителям. Остается весьма острый вопрос: « А готово ли общество вновь пережить режим самоизоляции?» Ситуация прошлой весны может повториться, поскольку глобальных перемен в борьбе с COVID-19 с того момента не произошло.

 

Альтернатива?

Коронавирус — это наша действительность (по крайней мере на ближайшее время). Означает ли это, что теперь мы будем жить от самоизоляции до самоизоляции? Нет. Со временем общество приспособится, появятся стабильные вакцины, доступные и эффективные лекарства и так или иначе как-то этот вопрос решится. Но что делать сейчас?

Я бы не согласился с решением перевести всех на дистанционное образование. Качество такого обучения невысокое, с ним много проблем. Но и оставить всё как есть тоже нельзя. Есть два простых шага:

Не перекладывать всю ответственность за отправку детей на карантин исключительно на школы. Сформулировать конкретную позицию для всех школ города или региона, разработать рекомендации, которые реально выполнить (Роспотребнадзор, верю в ваши лучшие намерения, но это далеко от реальности). Сделать эти шаги перед осенними каникулами, чтобы у учителей было время подготовиться к изменениям.

Обратить внимание на опыт других регионов и некоторых школ. Они развели потоки учеников: часть классов оставили на дистанционном обучении, часть — на традиционном, а через неделю поменяли их местами. Например, одну неделю в школу ходят 5, 7, 9-е классы, другую — 6, 8, 10–11-е классы. Это компромиссный вариант, который с одной стороны облегчит ситуацию с расписанием и количеством детей в школе (снизит количество контактов), с другой стороны даст возможность учителям держать ребят в учебном тонусе и не терять в качестве образования. Такая альтернатива не идеальна, но как временная мера может вполне сойти. Самое главное — помнить, что дистанционное обучение — это лишь инструмент, возможность дополнительного образования и оно не может заменить традиционные формы. Сейчас российское образование переживает непростые времена и требует совместной работы учителей, родителей и детей.

 

Степан КОШКАРЕВ, НГС-Омск.