Во время недавнего «общенародного голосования» президент Путин подписал указ о присвоении 20 российским городам звания «Городов трудовой доблести». В список попали Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Самара, Пермь, Нижний Тагил, Саратов, Омск, Казань, Новосибирск, Ярославль, Магнитогорск, Ижевск, Уфа, Томск, Ульяновск, Иваново, Новокузнецк, Иркутск и Боровичи.
Легко заметить, что это города тыла, где руководство СССР в годы войны сосредоточило основные мощности промышленности. Там ковалось оружие Победы. Но поскольку в этих городах не было активных боевых действий с войсками противника, то в свое время звания городов-героев и Городов боевой славы они не получили.
О необходимости увековечить трудовой подвиг городов тыла во время ВОВ общественность заговорила давно. Впервые в 2009 году такое предложение выдвинуло некоммерческое партнерство «Межгосударственный союз городов-героев», которое тогда возглавлял космонавт Виктор Горбатко, потом были инициативы граждан, общественных организаций, регионов РФ. В год 75-летнего юбилея Победы власть отозвалась на эти предложения.
В марте 2020 года звание «Город трудовой доблести» учредил президент. Он подписал Федеральный закон №41-ФЗ «О почетном звании Российской Федерации «Город трудовой доблести», согласно которому: «Звание «Город трудовой доблести» присваивается городу Российской Федерации, жители которого внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, располагавшихся на территории города… и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность». Основанием для присвоения такого статуса являются факты трудового героизма жителей города в период Великой Отечественной войны и награждения предприятий города и их работников орденами и медалями за трудовые заслуги в тот же период. С предложениями о присвоении городу такого статуса могут выступать граждане, общественные объединения, органы местного самоуправления и законодательный и исполнительный орган соответствующего субъекта РФ. Но чтобы войти в список, который попадет на стол президенту для окончательного решения, нужно экспертное заключение из Российской академии наук и российского оргкомитета «Победа».
Если город удостоен звания «Город трудовой доблести», то в нем устанавливается стела с гербом города и текстом указа президента и в обязательном порядке производятся праздничные мероприятия с салютом 1 и 9 мая и в День города. Закон содержит также пункт о необходимом финансировании такого рода праздничных мероприятий, правда, значительная часть расходов возлагается на региональные и муниципальные бюджеты.
Есть в законе и упоминание о том, что впервые звание «Город трудовой славы» должно было быть присвоено 1 мая 2020 года.
Очевидно, администрация президента разработала подробный план мероприятий по празднованию 75-летия Великой Победы, и учреждение звания «Город трудовой доблести», а также вручение его ряду российских городов были лишь частью этого плана. Более того, вручение необходимых знаков или грамот должно было бы стать прелюдией к параду Победу, который планировали провести 9 мая. Но эпидемия коронавируса внесла существенные изменения. Из-за нее перенесли голосование по поправкам к конституции, парад Победы, из-за нее вручение регалий «Город трудовой славы» было скомканным и не получило того информационного освещения, которое ожидалось.
2.
Конечно, это замечательная новость. Не только 20 удостоенных этого звания городов, но и все остальные города и села Советского Союза, оказавшиеся вне зоны оккупации и активных боевых действий, сделали всё, чтобы снабдить Красную Армию патронами для винтовок и автоматов, самолетами, танками, обмундированием, продовольствием – всем, что нужно было для разгрома врага (непонятно, правда, почему не отмечен, например, трудовой подвиг сельчан). Поскольку мужчины ушли на фронт, то на заводах и фабриках, а также на селе – в колхозах, самоотверженно работали женщины, подростки, дети (кстати, до сих пор левые силы добиваются от власти учреждения статуса «дети войны», но даже в год юбилея Победы власть это просто игнорирует).
Возьму для примера мои родную Уфу и Башкирию. В столицу Башкирии было эвакуировано около 200 заводов из европейской части РСФСР, а также с Украины и из Белоруссии. Среди них Запорожский, Гомельский, Изюмский, Станиславский паровозоремонтные заводы, Верхневолжский моторный завод, Микашевичский фанерный комбинат из Белорусской ССР, московские заводы «Электропровод» и «Металлорукав», подольский «Винилпровод», одесский «Электрошнур». Вместе с заводами в республику прибыло около 100 тысяч специалистов, были построены машиностроительные, химические производства. К 1943 году около половины продукции легкой промышленности СССР производилось в Башкирской АССР. В том же 1943 году в Башкирии, около села Кинзебулатово, открыли месторождение нефти. В республике появились нефтеперерабатывающие предприятия. Около 8 миллионов тонн нефти республика отправила на фронт в виде горючего для автомобилей, танков, самолетов. Колхозники и колхозницы Башкирии произвели за годы войны сельхозпродукции на 1 миллиард 479,5 миллиона весьма весомых советских рублей.
Трудовой подвиг уфимцев, всех жителей Башкирской Республики в годы войны несомненен. И это можно сказать не только про Башкирию, но и про каждую советскую республику, про каждый регион РФ. На предприятиях, эвакуированных в город Омск, в годы войны было собрано 7 тысяч прославленных танков Т-34, 3800 самолетов. В Перми в годы войны 9 предприятий города за героический труд были награждены 11 орденами.
Нельзя не заметить, что торжества, посвященные трудовой доблести советских граждан 1941–1945 гг., омрачают реалии настоящего. Газета «Новости Казани» еще в марте, когда выяснилось, что столица Татарии вошла в список претендентов на звание, устроила опрос среди читателей, что они думают об этом. Большинство читателей выразились скупо и резко: «Если и присвоить, то посмертно, за прошлые заслуги».
Действительно, некогда эта цепочка городов Поволжья, Урала и Сибири была «ожерельем промышленных гигантов» социалистической России. Там работали огромные заводы и фабрики, производившие и военную, и гражданскую продукцию. Ими гордилась вся страна. Эти предприятия не только предоставляли работу сотням тысяч и миллионам людей, но и растили первоклассных мастеров труда мирового уровня. Предприятия, как правило, имели свои пионерлагеря, санатории, дома отдыха, поликлиники, жилой фонд. Работники этих гигантов были обеспечены, по скромным запросам, всем необходимым. Труженики были уверены и в своем будущем, и в будущем своих детей.
Я сам – «заводской ребенок». Моя мама практически всю жизнь – около 50 лет (с 18 лет до самой пенсии) проработала на оборонном заводе. С детства я ходил в заводской садик, потом отдыхал в заводском пионерлагере, каждый Новый год – посещал елку в заводском Дворце культуры. Завод для моих родителей был действительно родной семьей. Заводчане не только знали друг друга, они знали и детей работников: у мамы в отделе на стенде «Наши дети-отличники» 10 лет висела моя фотография. Потом, в университете, в коридорах я узнавал детей сотрудников моей мамы.
Где теперь эти предприятия?
Большинство – разорены, разрушены, оборудование распродано, корпуса стоят, зияя пустыми окнами или – и это еще лучший случай! – в них расположены торговые центры, где продают вьетнамские и китайские тряпки. И это разорение и угробление предприятий, которые ковали трудовую славу Советского Союза, происходит до сих пор, даже при президенте, которого угодливые официозные СМИ именуют «патриотом, восстановившим величие Отечества». Так, прекратил свое существование в 2002 году Московский автозавод имени Ленинского комсомола – знаменитый АЗЛК, производивший автомобили «Москвич». В 2010 году (в год 79-летия завода) остановился Саратовский авиационный завод – тот самый, который в годы войны производил для фронта и для Победы легендарные истребители «Як-1» и «Як-3». За войну было собрано 13 тысяч этих смертоносных машин, один звук двигателей которых приводил фашистов в ужас! Немцы в 43 году бомбили Саратов, 70% корпусов САЗ было разрушено, но рабочие продолжали трудиться под открытым небом... Нынешняя олигархическая власть и ее хваленый капиталистический рынок «отбомбили» по-своему – сделали то, чего не смогли сделать немецкие фашисты, – заставили замолкнуть станки Саратовского авиационного… Интернет сообщает, что теперь на месте всемирно известного завода – торгово-развлекательный центр, а в память о заводе стоит табличка с годом рождения и смерти. Упомянуть бы об этом на саратовской стеле, где будет выбит указ Путина…
В списке президента есть город Иваново. Люди старшего возраста помнят, как его ласково называли «город невест». Причем все знали, что «невесты» эти не только красавицы, но и талантливые умелицы – в основном работают на швейных и текстильных фабриках и предприятиях – швеи и ткачихи славились своими изделиями еще с дореволюционных времен. Иваново был сердцем российской легкой промышленности. Вхождение в «глобальный капитализм» накрыло ивановцев облаком мрачной безысходности. Страну заполонила дешевая азиатская продукция, что предопределило кризис целого сектора отечественных отраслей. Многое можно было бы сохранить поддержкой отечественного производителя, тарифами на иностранщину, субсидиями в наши предприятия. Тем более что ивановцы сумели в нелегкие 90-е годы в какой-то мере уберечь свой промышленный потенциал. Его тотальное банкротство началось с 2000-х, с прихода к власти «президента-патриота». 20 апреля 2011 года в ивановской газете «Частник» вышла статья журналиста Волотко под названием «Как провожают комбинаты?». Она раскрывает горькую, неприглядную правду о банкротстве, зачастую умышленном разрушении экономически дееспособных ивановских текстильных производств в период с 2000 по 2011 год. 25 предприятий было уничтожено в этот период! Среди них ЗАО «Вознесенский текстиль» (бывшая фабрика им. 8 Марта – один из советских текстильных гигантов). В ее корпусах теперь ТРЦ «Серебряный город». Это Камвольный комбинат – теперь торговый центр «Евролэнд». Это ОАО «БИМ» (знаменитая Большая Ивановская мануфактура, которая была создана еще в 1751 году, в советские времена известная как Фабрика имени Молотова). Это ОАО «Трикотажница», ООО «Лежневец». Здесь в годы войны шили одежду для солдат и командиров фронтов Красной армии. Эти предприятия одевали жителей Советского Союза (в советскую эпоху один Камвольный комбинат выпускал более 40 миллионов квадратных метров тканей в год). Они с трудом, но пережили кризис 90-х. Но власти путинских министров и единороссовских губернаторов они не пережили. Это, по сути, им – создателям трудовой славы города Иваново – президент дал высокий статус. Посмертно… «Евролэнд» задавил Доблесть.
3
Так что правы читатели казанской газеты. Трудовая слава уже позади, заводы и фабрики, которых она коснулась, разрушены, внуки Героев Труда торгуют на рынках товарами, произведенными на предприятиях стран Азии, родная страна живет за счет экспорта нефти и газа, да еще фуражное зерно в Африку гонит.
И те, кто торгует – еще везунчики. В интернете легко найти статистику по безработице в Городах трудовой доблести. В Самаре более 11 тысяч безработных (по сравнению с прошлым годом их стало больше в 2,5 раза). В Саратове – 18,5 тысячи безработных. В Нижнем Новгороде – 16,5 тысячи (в 2 раза больше, чем в прошлом году). В Екатеринбурге в мае был поставлен рекорд – 33 тысячи человек зарегистрировались на бирже труда (в прошлом году на бирже труда столицы Урала стояло лишь около 4 тысяч 100 человек). А в Иркутске сегодня – 32,8 тыс. безработных (еще в начале года их было 16,4 тыс.). А ведь это официальные данные, которые учитывают в лучшем случае лишь третью часть реальной армии безработных…
Добрый, заботливый хозяин постеснялся бы в таких условиях заикаться о трудовой славе и доблести... Во всяком случае, до тех пор, пока страна не слезет с нефтегазовой иглы, не возродит славные российские предприятия, не восстановит уважение к человеку труда и нормальные условия его жизни. Но, судя по всему, нынешняя власть реально к этому и не стремится. Ей легче делать жесты, пользуясь доброй народной памятью.
г. Уфа, Рустем Вахитов.