6 июля 1960 года состоялся первый пуск баллистической ракеты Р-14 М.К. Янгеля с дальностью 4500 км и боеголовкой 1 мт.
На Кубу их везли позже уже доставленных по плану Анадырь Р-12 с меньшей дальностью. Но из-за блокады Кубы во время Карибского кризиса сухогрузы с ракетами вернулись в советские порты.
Баллистическая ракета — разновидность ракетного оружия. Большую часть полёта совершает по баллистической траектории, то есть находится в неуправляемом движении.
Нужная скорость и направление полёта сообщаются баллистической ракете на активном участке полёта системой управления полётом ракеты. После отключения двигателя остаток пути боевая часть, являющаяся полезной нагрузкой ракеты, движется по баллистической траектории. Баллистические ракеты могут быть многоступенчатыми, в этом случае после достижения заданной скорости отработавшие ступени отбрасываются. Такая схема позволяет уменьшить текущий вес ракеты, тем самым позволяя увеличить её скорость.
Баллистические ракеты могут запускаться с разнообразных пусковых установок: стационарных — шахтных или открытых, мобильных — на базе колёсного или гусеничного шасси, самолётов, кораблей и подводных лодок.
Создатель советской баллистической ракеты инженер Михаил Кузьмич Янгель с отличием окончил Московский авиационный институт, был помощником конструктора Николая Поликарпова. Кроме этого, Поликарпов был научным руководителем дипломного проекта Янгеля, посвященного истребителю-моноплану, он же и пригласил его в свой коллектив. Под руководством «короля истребителей», как называли Поликарпова коллеги, Михаил Кузьмич проработал 10 лет.
Руководство доверяло молодому и энергичному специалисту и включило его в состав советского представительства в США, советские специалисты изучали опыт американских коллег в области машиностроения, самолетостроения, металлургии, и закупали необходимое для нужд советской промышленности оборудование.
Янгель отчетливо представлял, как должно использовать наработки партнеров:
«Автоматическое повторение даже лучших образцов, подражание в технике столь непродуктивно, как и в искусстве. Копия не будет лучше оригинала. Зарубежный опыт, точно так же как и успехи коллег в стране, нужны для того, чтобы превзойти их. Повторять не имеет смысла».
Много лет Янгель занимался только самолетами, он принимал участие в модификации биплана По-2, разработке самолета И-153, доводке И-180, И-185. В годы войны работал на авиационном заводе, эвакуированном из Москвы в Новосибирск.
В послевоенные годы перед СССР встала задача по созданию такого типа вооружения, которое могло бы предотвратить новую войну. И Янгель активно включился в этот процесс. «Ракетный университет» он проходил под руководством Сергея Королева. В 1954 году Янгель получил назначение главным конструктором особого конструкторского бюро в Днепропетровске (сегодня КБ «Южное»).
Янгелю удалось собрать и сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, которые работали «не за страх, а за совесть». Инженеры новой проектной организации работали без праздников и выходных, вместе с заводскими специалистами проводили практически круглые сутки в цехах. А после сборки ракетных комплексов долгие недели Янгель проводил на полигоне.
Большим преимуществом ОКБ было то, что здесь собрались представители разных школ, что обогащало весь коллектив и привело к очень хорошим результам.
Коллективом ОКБ под руководством Янгеля в короткие сроки были разработаны и собраны ракеты: Р-12 (дальность 2 000 километров), Р-14 (дальность 4 500 километров), Р-16 (13 000 километров).