Выборы в Госдуму всё ближе. И все чаще, спрашивая друзей, соседей, сослуживцев, просто случайных знакомых, «за кого вы будете голосовать?», слышишь ответ: «А я вообще не пойду» или еще более радикальное «А я никогда на выборы не хожу».
1.
Причем в этом нет ничего нового. Так было и 6, и 12, и 16 лет назад. В 2016 году, на выборах Думы прошлого, 7-го созыва, явка была около 48%. То есть 52% россиян, имеющих право голоса, – больше половины от всего взрослого населения! – просто не пришли на избирательные участки. Более 50 миллионов наших сограждан проигнорировали выборы нижней палаты законодательной ветви власти!
Причем нельзя сказать, что этих людей вообще не интересует политика. Когда с ними начинаешь разговаривать «по душам», большинство из них так чехвостят власть и ее партию – аж шум стоит. Господам из высоких московских кабинетов, губернаторам, мэрам достается и за пенсионную реформу, и за новые налоги, и за ограничения политических прав, и за бардак в ЖКХ! Но на резонный вопрос: «Если вам так не нравится политика властей, почему бы вам не прийти на выборы и не выразить к ней свое отношение?» слышишь одни и те же стандартные ответы. Я их слышал уже тысячи раз за много лет и поэтому заучил наизусть. Собственно, их всего два. Первый: «А Дума все равно ничего не решает!», и второй: «Избиркомы в руках власти, поэтому как ни голосуй, результат сфальсифицируют!»
Я убежден, что нынешние выборы – особые. Страна дошла до последнего предела. Цены растут, зарплаты мизерные, малый бизнес разорен, мы под санкциями, волнами накатывает ковид, власти не могут достичь «коллективного иммунитета», неуклюжие попытки заставить людей вакцинироваться только озлобляют население. Власть то грозит строгими мерами, то сообщает, что она против принудиловки... Похоже, чиновники и сами не знают, что делать. Перед самыми выборами рейтинги «Единой России», да и самого президента, беспрецедентно низкие! Вырисовывается реальный шанс покончить с «оккупацией парламента» бюрократически-послушным единоросским «конституционным большинством»! Но для этого нужно, чтобы не меньшая часть избирателей, а большинство россиян пришли на участки и сказали свое веское слово, поставив жирную точку в этом многолетнем издевательстве над парламентаризмом. И критически важными становятся голоса скептиков, от выбора к выборам бубнящих о том, что «ничего не зависит» и «все за нас нарисуют»...
Потому я и решил обратиться к этим нашим согражданам со страниц народной газеты. Разобрать эти аргументы, опровергнуть их и попытаться убедить этих людей 19 сентября выйти из дома, дойти до ближайшего участка и, как говорится, сделать правильный выбор.
2.
Итак, первый аргумент наших скептиков: «Дума ничего не решает!» Что ж, заглянем в Конституцию нашей страны. Парламентом нашей страны, согласно Основному закону, является не Государственная дума (она – лишь нижняя палата парламента), а Дума вместе с Советом Федерации (верхней палатой). Законы, принятые большинством в Думе, должны еще получить одобрение Совета Федерации. В него входят по 2 представителя от каждого субъекта Федерации: одного посылает туда губернатор, а второго – региональное заксобрание. Губернаторы у нас, как известно, зависят от президента, сколько бы людей за них ни проголосовало, президент всегда может их снять с должности. В большинстве заксобраний преобладают единороссы. Но и этого мало: нацлидер ввел еще так называемую «президентскую квоту» – 30 человек, которых назначает он лично. Итак, система устроена так, что в Совете Федерации большинство составляют сторонники действующей власти. Оппозиции в нем, пока существуют современные законы, ни за что не получить большинство. В нынешнем СФ, например, всего 2 представителя КПРФ, то есть 1% от общего числа сенаторов (всего их 200 человек). Хотя на последних думских выборах (в 2016 году) КПРФ получила 13,3% голосов! То есть Совет Федерации абсолютно не отражает влиятельность той или иной политической силы в обществе (что странно для органа народного представительства). Таков результат реформ Совфеда, которые начала команда нынешнего президента с его первого срока в 2000 году.
Как видим, действительно, даже если КПРФ получила бы в Госдуме конституционное большинство, ни один закон, принятый такой Думой и не устраивающий власть, не был бы принят, потому что его отклонил бы Совфед. Но даже если бы он чудом прошел через Совфед, его мог бы отклонить президент, потому что без его подписи законопроект не может считаться действующим законом. Такая же история с импичментом президента: даже если его поддержит Дума, это ее решение всегда может аннулировать Совфед. А вот президент с легкостью может распустить оппозиционную Думу, Конституция ему это позволяет...
Что ж, получается: правы скептики, которые твердят, что нет смысла ходить на выборы? Даже если большинство проголосует за оппозицию, и ее представители заполонят здание на Охотном Ряду, глава государства, партия власти, стоящие за ними финансово-олигархические группы в принципе смогут и дальше вести свою политику.
Но тогда возникает другой вопрос: если дело обстоит так, почему же Кремль, администрация президента, министры, губернаторы придают такое огромное значение победе партии власти на думских выборах? Почему в регионы «сверху» спускают «контрольные цифры», почему требуют их выполнения, почему буквально вынуждают бедных бюджетников заниматься не очень хорошими делами в избиркомах? Казалось бы, пусть граждане выберут «красную Думу», если от нее все равно ничего не зависит!
Но власть не хочет такого расклада! Потому что мыслить нужно от абстрактного к конкретному, как учили в советские времена на лекциях по философии. В абстрактном смысле все обстоит, конечно, как я описал. На практике же есть нюансы. Разумеется, «умники-законники» из команды преемников «клана Ельцина» подстраховались и создали такую систему, которая не допустит того, чтоб народ своим волеизъявлением вдруг в одночасье изменил социально-экономический строй в России. Но с другой стороны преемник Ельцина шел ведь к власти, изображая себя борцом за народное дело, противопоставляя себя ненавидимым всем населением ельцинским олигархам. На тезисе, что он «президент всего народа», уже 20 лет стоит вся пропаганда режима. Что же будет с репутацией «народного лидера», если выяснится, что народ проголосовал за левопатриотическую оппозицию и что отменить законы, принятые «ЕдРом», депутаты от народа не могут исключительно из-за юридических хитростей, которыми нашпиговала Конституцию власть? Это тупиковая ситуация! Она обрушит всю конструкцию провластной пропаганды! Думаю, только ради этого стоит прийти на участки и отдать свой голос за левую оппозицию! Представляете, «красная Дума» проголосовала за возвращение старого пенсионного возраста и едросские сенаторы, и сам «верховный» пытаются объяснить в СМИ, почему они не пропускают этот законопроект?
А потом уже можно ставить вопрос и о референдуме, который превратил бы Совфед также в орган народного представительства, куда кандидаты попадали бы через прямое голосование... А через 3 года у нас выборы президента и новый президент уж точно своими указами сможет реформировать Совфед, да и всю имеющуюся у нас политическую систему...
Итак, на первый аргумент скептиков можно вкратце ответить так: сторонникам левой оппозиции обязательно нужно идти на выборы, чтоб обеспечить максимальное представительство левых в будущей Думе. Это будет первым шагом на пути демонтажа существующего политического режима, при котором парламент фактически парализован и не может выполнять функции народного представительства.
3.
Перейдем ко второму аргументу наших скептиков. Напомню, он состоит в утверждении, что даже если прийти на выборы и проголосовать за оппозицию, послушные властям комиссии все равно фальсифицируют результаты. Это тоже очень сильное преувеличение. Фальсификациями можно накинуть 2, 3, 4, максимум 5 процентов партии власти. Если же на выборы придут 50 миллионов рассерженных «молчунов», которые всегда отсиживались дома, то это так обрушит рейтинг «ЕдРа», что произошедшее можно будет сравнить с политической революцией. Провластные социологи сегодня утверждают, что рейтинг «ЕдРа» в Москве около 27%. Независимые социологи говорят в интернете, что этот рейтинг – 10–12%. Увеличение явки хотя бы в два раза (будем исходить из того, что не ходящие на выборы – в большинстве противники «ЕР») приведет к тому, что «ЕР» вообще рискует не преодолеть пятипроцентный барьер в столице! И это не фантазия, а вполне правдоподобная перспектива!
Конечно, и при 4% фальсификаторы могут попытаться «нарисовать» требуемые от них сверху «60%», но это будет иметь непредсказуемые последствия, которых властям вовсе не надо. Вспомним декабрь 2011 года, когда после фальсификаций на выборах в Госдуму VI созыва, на улицы вышли сотни тысяч протестующих. 10 декабря на митинг на Болотной площади пришли около 150 тысяч москвичей. Протесты охватили десятки городов и продолжались до лета (еще в июне во многих городах прошел «Марш миллионов»), а «хвост» протестных митингов тянулся аж до 2013 года. Власть настолько была напугана, что лидеры протестов были брошены в тюрьмы (особенно досталось левым, Сергей Удальцов был обвинен в организации массовых беспорядков и осужден на 4,5 года лишения свободы).
Именно после Болотной режим стал ужесточаться и приобретать черты «осажденной крепости»: стали расти штрафы «за митинги», принят «закон Дадина», грозящий пятилетним сроком за участие в мирных протестах, в 2016 году была создана Росгвардия, которая теперь равняется по численности половине Российской армии и проявила себя при разгоне протестов и в 2019-м, и в 2021-м. Нельзя сказать, что власти очень нравится, что теперь ее ассоциируют с образом «космонавта» с электрошокером в руке. А ведь всего этого могло не быть, если бы не массовые фальсификации на выборах 2011-м...
Конечно, теперь наши власть имущие гораздо лучше подготовлены для подавления протестов против выборов. Но захотят ли они повторения Болотной в гораздо худших условиях – в разгар экономического кризиса и коронавируса? Можно предположить, что дураков в высоких кабинетах все-таки не держат, а потому фальсификации вряд ли будут такими уж существенными... Поэтому неправы наши скептики, говоря, «все рано нарисуют сколько надо».
Но и это не всё. Причина фальсификаций – не только желание кое-кого «наверху» получить более послушную Думу или нужную кандидатуру в кресле губернатора. Само массовое неучастие граждан в выборах также создает условия для массовых фальсификаций. Ведь механизм фальсификаций на выборах давно уже известен и описан. Он состоит из двух этапов. Первый – вброс в урны «сверхнормативных» бюллетеней в то время, когда наблюдателей нет (обычно вечером, когда бюллетени прячут в сейф, благо теперь выборы длятся три дня). Однако этого мало. Если при подсчете (когда наблюдатели обязательно будут) обнаружится, что бюллетеней больше, чем проголосовавших граждан, – будет настоящий скандал с аннулированием результатов. Поэтому фальсификаторам нужно вписать в журналы фамилии и подписи тех, кто якобы «проголосовал». Это второй этап. Однако список имеющих право проголосовать на участке подготовлен заранее. Поэтому вброшенные бюллетени приписывают гражданам, которые не пришли на голосование (как правило, в комиссиях от выборов к выборам работают одни и те же люди, они уже хорошо знают ситуацию на участке и знают, жители каких домов или квартир никогда не ходят на выборы).
Итак, всякому, кто говорит: «Я не хожу на выборы, потому что там всё сфальсифицируют», можно и нужно ответить: «Нет, гражданин, все ровно наоборот: все можно сфальсифицировать именно потому, что вы и вам подобные не ходите на выборы!»
4.
Итак, на выборы идти нужно. Именно власть имущим выгодно, чтоб половина граждан, несмотря на свое возмущение политикой государства, не приходили на избирательные участки. Только так удается создать ложное впечатление, что «большинство за «ЕдРо», которое потом вдалбливают в головы федеральные телеканалы. Провластные политологи даже придумали специальный термин «усушка явки». Имеется в виду программа действий (от постов вроде «ничего не изменить» в соцсетях до пуска автобусов до садов в день выборов), целью которых является не допустить, чтоб на выборы пришло много народа. Пусть придут лишь запуганные начальством бюджетники. Они понятно как проголосуют. А вот этих сердитых неучтенных власти не нужно... Из-за них еще «ЕдРо» лишится большинства в Думе – и как потом новое повышение пенсионного возраста «продавливать»?
Власть, понятно, эта ситуация устраивает. А вас, мой скептически настроенный к выборам читатель?
Рустем ВАХИТОВ,
«Советская Россия», № 81.