Исполнилось три года с момента начала СВО. Выступая сегодня в телеэфире «России-1», я отметил, что именно в эти годы начали решаться важнейшие вопросы развития страны, которые до этого не решались десятилетиями. А это в свою очередь связано с изменениями в сознании и общества, и власти.
Институт социологии РАН уже немало лет спрашивает людей: в каком обществе вы хотели бы жить? Так вот, в сравнении с опросами, проводимыми до начала СВО, доля тех, кто хочет жить при социализме, выросла почти вдвое и приблизилась к 50%. А доля тех, кто желает жить при капитализме, наоборот, упала в полтора раза и находится на уровне всего 15%.
Также именно в последние годы процент положительных оценок роли в нашей истории таких ключевых фигур советской эпохи, как Ленин и Сталин, достиг рекордных значений.
И, конечно, просто бросается в глаза, как много сейчас на фронте красных советских знамён и шевронов в виде флага СССР на форме наших воинов.
Почему так? Исторические испытания всегда заставляют общество искать ответы на суровые вызовы, а также обостряют чувство справедливости.
То дикое социальное расслоение, ту социальную несправедливость, которые люди ещё кое-как терпели в мирное время, сейчас они терпеть не хотят. Новости о том, что у российских фигурантов списка «Форбс» опять выросло личное состояние, – это сейчас прямой и откровенный вызов и тем, кто сражается на фронте, и тем, кто, напрягая силы, помогает фронту в тылу.
А власть всё чаще вынуждена принимать и начинать реализовывать идеи коммунистов.
КПРФ давно требовала провести национализацию олигархической собственности. И что же? В период СВО государство пришлось её начать: Генпрокуратура уже оспорила десятки актов приватизации стратегических предприятий, совершённых в мутные годы ельцинщины.
Коммунисты требовали ввести прогрессивное налогообложение. СВО подтолкнула к принятию и этой идеи. Да, пока она реализована не совсем так, как надо бы, но пересмотр государственных подходов в этом важнейшем вопросе налицо.
КПРФ 20 лет выступала против Болонской системы, указывая, что из-за перехода на неё деградируют наши образование и наука. И что же? Теперь Россия отказывается от «болонки», потому что всем стало ясно: с такой образовательной системой нашей стране не выдержать жестокой конкуренции на мировой арене.
Мы пережили три нелёгких года. Но убеждён, что они войдут в историю как время, когда наша страна начала разворачиваться в правильном направлении.
Надо усвоить ещё много уроков. И гораздо более масштабно использовать советский социальный опыт. Но начало переменам положено. Россия уже не будет прежней.