20 апреля исполнилось 85 лет с момента принятия постановления ЦК Компартии и Совнаркома Украины об обязательном изучении русского языка во всех школах УССР. О значении этого исторического события рассказывает первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Юрий Афонин
Постановление было принято во исполнение общесоюзного решения. 13 марта 1938 года Совнарком СССР и ЦК ВКП (б) постановили, что русский язык должны изучать все школьники Советского Союза.
Следует понимать: во многом благодаря именно этим решениям был создан тот Русский мир, о котором мы сегодня говорим и за который сражаемся. Ведь Русский мир – это не территория, которая управляется из Москвы. И не территория, на которую распространяется влияние России. Русский мир – это миллионы и миллионы людей самых разных национальностей, которые приняли как огромную ценность русский язык и русскую культуру.
Сейчас многие пытаются охаять национальную политику большевиков. Но, если принять во внимание исторические факты, то становится понятно: эта политика была логична, эффективна и создала могучее многонациональное государство, не знавшее межнациональных войн. Если бы не предатели-горбачевцы, это государство стояло бы и поныне.
Большевики в ходе Гражданской войны собрали обратно фактически уже распавшуюся страну. Делать это пришлось в условиях «разбуженного» национального сознания множества народов, населявших бывшую Российскую империю. На всех национальных окраинах активно действовали националисты, пользующиеся поддержкой внешних сил. В таких исторических условиях воссоздать единое государство можно было, только дав большим народам возможность создать свою государственность в виде республик. Но эти республики были объединены большевиками в единый Союз.
Коммунисты создали условия для развития национальных культур, дали возможность каждому народу учить детей на своем языке и на этом же языке общаться с органами власти. Именно в этом был главный смысл так называемой «украинизации» в УССР в 1920-1930-е годы: все чиновники должны были научиться общаться с местным населением на его языке. Ведь, вопреки нынешним россказням, большевики включили в состав УССР только те губернии, в которых, по данным единственной проведенной до революции всероссийской переписи, преобладало население, говорящее на украинском языке (напомню, Крым до 1954 года в состав УССР не входил). Да, в некоторых городах УССР русскоязычных уже тогда было больше. Но города тогда были только островами в море сельского населения (перед крахом Российском империи в городах жило лишь 18% населения, а 82% – на селе).
Однако, предоставив всем народам СССР колоссальные возможности для развития своих языков и национальных культур, большевики думали и об укреплении единства огромной страны, о том, что ей нужен язык межнационального общения, который будет понятен всем. Поэтому в 1938 году они и сделали русский язык обязательным для изучения во всех школах. Это был колоссальный шаг вперед в сравнении с дореволюционной Россией, которая не давала большинству населения даже просто достойного школьного образования, не говоря уже о том, чтобы научить всю многонациональную страну говорить и писать по-русски.
За последующие 50 лет советская школа, советская культура, Советская Армия помогли освоить русский язык сотням миллионов людей. И если бы не «перестройка», мы жили бы сейчас в огромной многонациональной державе – самом могучем государстве на свете.
Мы убеждены, что сегодня советская модель построения межнациональных отношений должна стать для нас образцом, если мы хотим добиться политической и экономической интеграции постсоветского пространства. А эта интеграция отвечает интересам всех народов, живущих на этом пространстве.