КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Юрий Афонин: Последовательный патриотизм в России может быть только социалистическим

21.05 12:51

Тезисы к обсуждению статьи Г.А. Зюганова «РУССКИЙ СТЕРЖЕНЬ ДЕРЖАВЫ» https://omsk-kprf.ru/analitika/ga-zyuganov-russkiy-sterzhen-derzhavy

В стране происходит демографическая катастрофа, и в наибольшей степени она затрагивает русский народ. Это факт, подтверждаемый статистическими данными. Крупнейшая оппозиционная партия не может игнорировать проблему такого масштаба. Проблему, являющуюся безусловным подтверждением несостоятельности системы, против которой мы боремся.

Мы не имеем права отдавать национальную тему и русский вопрос на откуп Жириновскому и другим нашим идеологическим противникам, которые используют их для антикоммунистической пропаганды. Наша обязанность – не уклоняться от этих вопросов, а освещать их в контексте борьбы за социализм, в контексте великих советских достижений и сегодняшнего системного кризиса капитализма, в свете всех фактов, подтверждающих нашу историческую правоту. Именно это и делает новая работа Геннадия Андреевича Зюганова «РУССКИЙ СТЕРЖЕНЬ ДЕРЖАВЫ».

Но должен сказать, что статья также вызвала большой отклик и у наших политических оппонентов. По их рядам пронесся настоящий вой. Особенно среди тех псевдокоммунистов, которые по заказу российской буржуазной власти выступают спойлерами КПРФ на выборах. Эта реакция понятна: сами эти партии и группы серьезных теоретических наработок не имеют. Конечно, самое распространенное обвинение с их стороны это то, что статья Геннадия Андреевича – это якобы отход от марксизма. Понятное дело, что роль «истинных марксистов» эти критики отводят себе.

Хочу подробнее остановиться на этом обвинении, потому что, как мне представляется, сегодня каждый молодой коммунист, каждый комсомолец должен уметь квалифицированно на него ответить. В том числе в социальных сетях, где сегодня об этом много споров.

Первое, на что надо настойчиво указывать нашим оппонентам, это тот факт, что марксизм всегда обращал внимание на национальный вопрос, в том числе на вопрос национально-освободительной борьбы. В частности, Карл Маркс и Фридрих Энгельс весьма интересовались борьбой за национальную независимость ирландцев, индийцев и многих других народов. И впоследствии все настоящие марксисты уделяли национальному вопросу самое пристальное внимание. Кто утверждает обратное, тот попросту не знает и не понимает марксизма.

Для нашей страны сегодня вопрос национального освобождение сравним по значимости с вопросом освобождения трудящихся от классового угнетения. Более того: эти два вопроса в России XXI века вообще не решаются один без другого.

Мы должны четко понимать: в начале девяностых годов XX века в России не только произошла реставрация капитализма. Одновременно мы утратили огромную часть национального суверенитета и до сих пор, несмотря на громкие заявления власти, его не вернули.

В результате реставрации капитализма Россия была включена в глобальную капиталистическую экономику в качестве зависимой периферии. Наша функция в рамках этой глобальной экономики – это поставки сырья и продуктов его первого передела. И все. Именно поэтому у нас сейчас добыча нефти, газа, угля сравнима с советской эпохой. А вот производство продукции с высокой добавленной стоимостью обрушилось в разы и даже в десятки раз. Это касается, например, металлорежущих станков, которые являются базой для любого машиностроения, а также самолетов, космических ракет и космических аппаратов, грузовиков, комбайнов, тракторов и так далее.

При этом даже то производство, которое еще сохраняется в капиталистической России, основано преимущественно на «донашивании» советских производственных мощностей. Новых крупных предприятий почти не создается.

Периферия в глобальной капиталистической экономике всегда является эксплуатируемой. Кстати, чтобы лучше понять механизмы этой эксплуатации, я бы рекомендовал всем молодым коммунистам познакомиться с работами современного американского философа-марксиста Иммануила Валлерстайна. Его мир-системная теория как раз об этом: о взаимоотношениях экономического центра и периферии.

Мы не являемся независимой страной, пока нас лихорадит от скачков цен на сырье на лондонской и нью-йоркской биржах. Мы не являемся независимой страной, пока мы не можем засеять наши поля без импортных семян, и пока у нас подавляющая часть лекарств производится из импортных субстанций. Последнее обстоятельство стало острейшей проблемой в период коронавирусной пандемии. Поэтому КПРФ в числе 12 срочных мер, предложенных для поддержки медицины и защиты здоровья граждан, включила и меры по импортозамещению в фармацевтической промышленности.

Очевидно, что без возвращения национальной независимости, без национального возрождения мы обречены на бедность и деградацию.

Наши буржуазные оппоненты говорят: ну так давайте построим в России национальный капитализм, который будет служить национальным интересам. Но в XXI веке это невозможно, это нелепая утопия. Потому что есть транснациональные корпорации, потому что созданы механизмы быстрого перемещения капитала в глобальном масштабе.

Нельзя забывать, что Россия – самая большая и самая холодная страна в мире, и она остается таковой, несмотря на глобальное потепление. Геннадий Андреевич приводит в своей работе интереснейшую цитату мореплавателя XVI века Ричарда Ченслора, первого англичанина, добравшегося морем до России. Ченслор писал о нашей стране: «По моему мнению, нет другого такого народа под солнцем, у которого были бы такие же трудные жизненные условия». Английский моряк понял это полтысячи лет назад, а наши оппоненты не могут понять до сих пор. Из-за природных условий у нас издержки производства, как правило, значительно выше, чем в большинстве стран мира. Поэтому никогда наши олигархи не будут патриотами, никогда они не будут вкладывать сколько-нибудь значительные средства в развитие производства в России. Никогда они не проведут новой высокотехнологичной индустриализации, которая так нужна стране. Они всегда будут стремиться, получив прибыль в России, вывести ее за рубеж. Их не остановят никакие уговоры и никакие законы, тем более что законы они, по сути, сами для себя пишут, контролируя государственную власть.

Именно поэтому сейчас для России борьба за национальную независимость и борьба за социализм неразрывно связаны, а работа Геннадия Андреевича Зюганова так актуальна. Его статья – глубокое преломление все той же марксистко-ленинской мысли применительно к условиям России XXI века.

И эта статья указывает, какая огромная ответственность лежит сейчас на КПРФ, которая стала ядром для объединения всех народно-патриотических сил. Власть изо всех сил пытается противодействовать этому объединительному процессу, создавая на левопатриотическом фланге свои марионеточные политические проекты. Но процесс объединения коммунистов и патриотов продолжается. Именно мы, народно-патриотические силы во главе с КПРФ, последовательно соединяя идею социализма с борьбой за национальную независимость и национальное возрождение, можем вывести нашу страну из кризисного пике.

А кризис впереди – глубочайший. Нелепо все сваливать на коронавирус, он стал лишь спусковым крючком, а предпосылки этого кризиса вызревали давно. В последние месяцы Федеральная резервная система США продуцирует новые триллионы долларов со скоростью, которая никогда не достигалась в прошлых кризисах. Это сигнал того, что глобальный капитализм сейчас погружается в депрессию, которая может превзойти Великую депрессию 1930-х годов. И, конечно, удар по периферии мировой экономической системы, к которой относится и Россия, будет еще сильнее, чем по ядру. Рецессия экономики России в итоге может оказаться еще более глубокой, чем в Соединенных Штатах.

Уже сегодня на фоне карантинных мероприятий российская экономика претерпевает серьезное падение. У десятков миллионов россиян резко сократились, а то и обнулились доходы. А власть не выказывает никакого намерения оказать им адекватную помощь. Это грозит самыми тяжелыми последствиями. Выступая недавно на телевидении, я напомнил: в 1990-е годы сверхсмертность в России достигала 700-800 тысяч человек в год. Эти люди умирали фактически от социально-экономических причин, от постоянного стресса на фоне экономической катастрофы. Стресс порождал вал смертей от сердечно-сосудистых заболеваний, а также от самоубийств. Если сегодня не прибегнуть к массированной социальной поддержке населения, то глубокий экономический кризис может убить гораздо больше людей, чем коронавирус.

И, конечно, в обществе нарастают протестные настроения. Сейчас они, как котел крышкой, придавлены карантином, но скоро они вырвутся наружу. К сожалению, этими протестными настроениями могут воспользоваться совершенно антинациональные либеральные силы. Мы не имеем права закрывать на это глаза.

КПРФ и народно-патриотические силы обязаны ответить на вызовы эпохи. Для России губительны и сохранение нынешнего социально-экономического курса, и «майданный» сценарий, подобный украинскому.

Знаете, один из моих любимых авторов – это великий советский фантаст и социальный мыслитель Иван Антонович Ефремов. Кстати, как минимум, два его романа я считаю обязательными для прочтения для каждого молодого коммуниста – «Туманность Андромеды» и «Час Быка». В творчестве Ефремова есть очень сильный образ, который я уже не раз упоминал, говоря о том, что предстоит России:  «лезвие бритвы» – тончайшая грань, по которой нужно пройти, не допустив катастрофического падения в любую из сторон.

Наша партия не имеет права допустить полной утраты национальной независимости России, которая неизбежно следует за победой ультралиберальных сил. Но мы также обязаны радикально изменить нынешний социально-экономический курс, который ведет страну в тупик. Мы должны возродить социальную справедливость и обеспечить развитие России в XXI веке, что невозможно без построения обновленного социализма. И кроме нас, коммунистов, некому все это сделать.

Новая работа Геннадия Андреевича Зюганова говорит нам: последовательный патриотизм в XXI веке в России может быть только социалистическим. Знамя национально-освободительной борьбы должно быть в наших руках. На нас – огромная историческая ответственность. Мы не должны подвести.