Фракция КПРФ провела в Государственной Думе круглый стол на тему «Новый Трудовой кодекс. КПРФ на защите прав трудящихся». В обсуждении ключевого партийного законопроекта принял участие первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Юрий Афонин. Публикуем текст его выступления
Уважаемые товарищи!
По поручению Председателя ЦК КПРФ Геннадия Андреевича Зюганова была начата разработка проекта нового Трудового кодекса. Рабочей группой, в состав которой вошли эксперты, юристы, общественники, представители профсоюзных организаций, на протяжении года была проделана большая, кропотливая работа. Сегодня мы с вами подробно обсудим данный документ. Я хотел бы прежде всего остановиться на обстоятельствах, которые подвигли руководство КПРФ инициировать работу по подготовке этого кодекса.
Главное из этих обстоятельств – это тяжелое, во многом бесправное положение наемных работников в Российской Федерации. Это притом, что, по данным Росстата, 93% работающих россиян – это наемные работники.
Я приведу несколько свежих цифр, характеризующих положение трудящихся в нашей стране:
– 97% российских наемных работников регулярно перерабатывают или задерживаются на работе;
– более 70% россиян вынуждены в той или иной степени работать по выходным и во время отпуска;
– каждому третьему работнику в России из-за регулярных переработок угрожает инсульт;
– 83% россиян, по данным портала Superjob, зарабатывают слишком мало для своего уровня квалификации;
– 25% опасаются просить о прибавке к зарплате из страха потерять работу вообще.
К этому можно добавить, что зарплаты российских наемных работников сплошь и рядом начисляются по непрозрачным для них правилам. Очень часто имеют место тяжелые условия труда. Обычным является бесправие перед начальством. При этом значительная часть профсоюзов служит не работникам, а администрации предприятий и занимается только сбором денег на подарки. Если же появляется реальный боевой профсоюз, то его активисты сразу сталкиваются с жесточайшим давлением. Все это – реалии жизни десятков миллионов российских трудящихся.
В экономической статистике существует ключевой показатель, очень хорошо показывающий степень эксплуатации, которой подвергаются наемные работники в той или иной стране. Это соотношение доли прибыли и доли заработной платы в произведенном национальном доходе. В 2023 году в России доля прибыли превысила долю зарплаты в 1,07 раза. Это же просто поразительная цифра. Ведь прибыль в основном оседает в карманах всего нескольких процентов населения. А наемные работники это, как я уже отметил, 93% экономически активного населения страны. Но при этом на зарплаты приходится меньшая доля национального дохода, чем на прибыль.
И это еще не полная картина. Ведь надо понимать, что в сумму зарплат попадают и огромные зарплаты топ-менеджеров крупных российских корпораций. С формально юридической точки зрения это верно. Но, если посмотреть не формально, а вглубь экономических отношений, как нас учит марксизм, то понятно, что гигантские оклады топ-менеджмента – это тоже на самом деле форма присвоения капиталистической прибыли. В силу этого реальная доля зарплат работников в российском национальном доходе еще существенно меньше, чем показывает официальная статистика.
Еще один исключительно показательный факт: я отметил, что сейчас доля прибыли в национальном доходе в 1,07 раза выше доли зарплат. Но еще в 2009 году ситуация была совершенно иной: доля прибыли составляла всего 52% от доли зарплат. Это значит, что за последние 15 лет степень эксплуатации труда капиталом фактически выросла более чем в 2 раза! Очевидно, что мы свернули куда-то не туда в своем развитии.
В последние два года в связи со специальной военной операцией и невиданными по масштабу западными санкциями наметился определенный подъем ряда отраслей нашей промышленности. Нужды фронта инициировали рост производства в оборонно-промышленном комплексе и в смежных отраслях. Кроме того, в связи с тотальными санкциями пошла, наконец, по-настоящему работа по импортозамещению. В результате во многих отраслях возник дефицит рабочей силы, особенно квалифицированных рабочих. Казалось бы, это должно инициировать рост зарплат. Отчасти так и происходит. Но при этом часть бизнеса, привыкшая наживаться на дешевом труде работников, категорически не хочет увеличивать зарплаты. У этих капиталистов – совершенно другие настроения. Они хотят, чтобы государство с помощью юридических и силовых методов скрутило работников в бараний рог и заставило работать за копейки.
Недавно я прокомментировал высказывание одной депутатки от «Единой России», которая предложила рассмотреть вопрос о направлении безработных в некие «трудовые лагеря».
Есть в Законодательной Думе Томской области такой депутат – Екатерина Собканюк. Состоит во фракции партии власти. Также занимает пост директора группы компаний «Карьероуправление», которая является одним из крупнейших застройщиков региона. В своем публичном выступлении госпожа Собканюк крайне нелестно отозвалась о гражданах России, которые состоят на учете в центрах занятости и получают пособие по безработице. «Масса людей, которые просто не хотят работать и пользуются государственной поддержкой, ну они просто тунеядцы, черви на нашем теле», – заявила госпожа депутат. И предложила рассмотреть вопрос о создании неких «трудовых лагерей» для безработных.
Я ответил госпоже Собканюк, что она, видимо, слишком много смотрит голливудских фильмов. А вот о жизни своих сограждан, которые не депутаты и не директора, похоже, почти ничего не знает. Это в американских фильмах часто фигурируют герои, которые годами живут на пособие по безработице. Но в России это совершенно невозможно. Сейчас у нас максимальный размер пособия – около 14 тысяч рублей. Но и такое нищенское пособие люди получают только три месяца. Потом оно падает до пяти с небольшим тысяч. А на это невозможно прожить даже чисто физиологически.
Кстати, говоря о трудовых лагерях, депутатка от партии власти сказала, что «ведь это же все было», видимо, намекая на советское прошлое. Но, извините, в советское время в лагеря попадали только люди, совершившие уголовные преступления и признанные виновными в установленном законом порядке. А вы предлагаете отправлять в лагеря людей, которые не совершали вообще ничего противоправного.
Эти люди ни в чем не виноваты. Напротив, это государство и существующий строй виновны перед ними. Потому что 30 лет капитализма государство проводило либерально-монетаристскую политику, разорившую десятки тысяч предприятий и лишившую миллионы людей нормальной, достойно оплачиваемой работы. В результате эти люди сейчас вынуждены перебиваться случайными заработками в качестве «самозанятых». А на пособия никто из них особо и не рассчитывает в силу их ничтожного размера.
По большому счету сейчас есть только один способ решить проблему дефицита кадров. Это платить людям достойные зарплаты, создавать хорошие условия труда, в полной мере соблюдать трудовые права работников. Чтобы те миллионы людей, которые сейчас являются самозанятыми, захотели пойти работать на крупные предприятия. Между прочим, это и единственный способ обеспечить устойчивый рост экономики, потому что он немыслим без роста покупательской способности самых широких слоев населения.
Но мы видим, что у части бизнеса преобладают совсем другие настроения: а как бы ввести что-то похожее на крепостное право? Как бы сделать работников еще более бесправными?
Чтобы противодействовать этой тенденции, просто необходимо принимать наш проект Трудового кодекса.
Теперь о том, почему мы решили пойти по пути разработки нового кодекса, а не внесения поправок в действующий кодекс. Дело в том, что действующий Трудовой кодекс был разработан при Ельцине, принят в начале 2000-х годов и 20 лет подвергался переделкам, которые в основном лишь ухудшали положение трудящихся. По сути, ущербными являются не только его отдельные нормы, но вся его концепция. Пытаться «лечить» этот кодекс поправками практически бесполезно.
Сегодня все принципиальные новеллы нашего Трудового кодекса будут подробно охарактеризованы. Я лишь отмечу, что мы сосредоточились на двух главных вещах. Первое – улучшить положение наемных работников и максимально защитить их. А второе – это улучшение положения профсоюзов, значительный рост их возможности по защите прав трудящихся.
Несколько примеров норм, принципиально улучшающих положение работников.
Устанавливается, что окладная часть зарплаты не может быть меньше определенной доли от общего размера зарплаты. Ведь нынешняя система, когда компенсационные и стимулирующие выплаты могут составлять большую часть зарплаты, создает безграничные возможности для произвола администрации. «Посадить на голый оклад» – наказание за любую нелояльность работника, будь то отказ от неоплачиваемой сверхурочной работы или «неправильные» политические взгляды. С этим нужно покончить.
Наводится порядок с базовыми должностными окладами. В 2011 году в России были ликвидированы единые тарифные сетки, однако новая система базовых должностных окладов не дает работникам гарантий достойной оплаты труда. Установление базовых окладов и базовых ставок стало не обязанностью, а лишь правом правительства. Затем базовые должностные оклады стали назначать муниципальные власти. В результате во многих регионах базовые оклады стали ниже МРОТ. Конкретные размеры окладов зачастую устанавливаются по желанию самого предприятия или учреждения. Чтобы покончить с неразберихой и произволом, разработана единая система окладов, надбавок и выплат стимулирующего и компенсационного характера.
В нынешней российской экономике широко распространились нестандартные формы занятости – работа по гражданско-правовым договорам, надомный труд, дистанционная занятость, «платформенная» занятость, самозанятость, лизинговый труд. Сейчас права трудящихся с нестандартными формами занятости почти не защищены. Новый Трудовой кодекс определит понятие «нестандартная форма занятости» и установит защиту прав работников, занятых таким образом.
Острейшая проблема сегодняшнего дня – это то, что зарплаты трудящихся пожираются ростом цен. Новый Трудовой кодекс вводит индексацию заработной платы не менее чем на уровень инфляции.
Новым кодексом будет решен вопрос о первом рабочем месте: молодым специалистам оно будет гарантировано.
В целом новый Трудовой кодекс установит объем гарантий, сравнимый с тем, который трудящиеся имели в СССР.
Наш Трудовой кодекс резко расширит полномочия профсоюзов. Профсоюзы должны стать одной из главных сил российского общества.
Сегодня из-за жесткого санкционного давления российская экономика столкнулась со множеством трудностей. В ряде случаев руководству предприятий приходится принимать такие решения, как сокращение численности работников, введение простоев, сокращение рабочего дня и рабочей недели. Новый кодекс устанавливает, что все эти вопросы не могут решаться без участия представителей работников и профсоюзов. Это позволит максимально защитить интересы трудящихся даже в самых непростых ситуациях.
В заключение хочу отметить, что для более эффективной защиты прав работников КПРФ запустила «горячую линию». Каждый, кто столкнулся с нарушением трудовых прав, может получить необходимую юридическую помощь. Достаточно позвонить по определенному номеру или оставить электронную заявку на сайте КПРФ-проф.ру.
Специалисты «горячей линии» бесплатно консультируют и помогают оформить нужные документы, в том числе исковые заявления в суд. При необходимости к делу подключаются региональные и федеральные депутаты-коммунисты.
Работа «горячей линии» помогает и профсоюзам. Проект нацелен на интенсивное взаимодействие КПРФ с профсоюзными структурами в защите требований рабочих. Кроме того, сейчас наша партия проводит обучение рабочих активистов профсоюзной деятельности.
Коммунисты считают своим важнейшим долгом защиту интересов наемных работников, развитие профсоюзного и рабочего движения. Именно для этого мы и разработали новый Трудовой кодекс. Мы всегда были и остаемся на стороне пролетариата. Мы сделаем все, чтобы помочь трудящимся отстоять свои законные права и интересы.
Спасибо за внимание!