Жертвами становятся невнимательные и доверчивые граждане независимо от возраста и социального положения.
Накануне, в Омском городском пресс-клубе состоялся круглый стол, посвященный борьбе с так называемым «дистанционным» мошенничеством. Речь шла о случаях, когда хищение денежных средств происходит посредством сети Интернет или телефона. В среднем каждый год количество подобных зарегистрированных преступлений растет на 15-20%. По словам начальника отдела ООРМ Управления уголовного розыска УМВД России по Омской области Дамира Мачитова, только в 2019 году зафиксировано более 500 фактов мошенничеств, совершенных через интернет, звонки или с помощью банковских карт. Это на 23% больше, чем в аналогичный период 2018 года.
При этом, если раньше потерпевшие на вопрос «Знали ли вы о таком способе мошенничества?», отвечали отрицательно, то сейчас 90% владеют информацией, но все равно почему-то попадаются на уловки преступников. На сегодняшний день, из более чем 500 таких преступлений правоохранителям удалось раскрыть порядка 100.
Отмечается, что половина случаев связана с покупками в интернете, когда мошенники пытаются выведать реквизиты карты и ПИН-код или запрашивают крупную предоплату. Пожалуй, каждый омич хоть раз получал подобное сообщение. К сожалению, есть и те, кто поверил злодеям и лишился денег.
Стало значительно меньше мошенничеств с участием лжеродственников. Речь идет о случаях, когда мошенники звонят или пишут сообщение и представляются попавшим в беду, а затем просят перечислить определенную сумму на указанный номер без лишних вопросов. По словам начальника отдела ООРМ Управления уголовного розыска УМВД России по Омской области Дамира Мачитова, в 2019 году таких преступлений стало крайне мало, поскольку многие граждане научились проверять подобные сообщения. Впрочем, как раз на майские праздники сотрудниками полиции было зафиксировано одно из таких преступлений. Жертвой стала 91-летняя жительница Октябрьского округа. Старушка отдала все свои сбережения, чтобы «отмазать» внука, хотя тот не совершал никакого преступления. Ей на стационарный телефон позвонил некий молодой человек, голос которого был очень похож на голос ее внука. Парень сказал, что якобы совершил ДТП и ему требуется 100 тыс. рублей для избежания наказания. Пенсионерка сказала, что у нее есть только 85 тысяч, «внук» согласился и на эту сумму, и отправил гонца. Буквально через 10 минут после звонка на пороге стоял незнакомый мужчина, который забрал наличные и скрылся. Когда заявительница перезвонила внуку, то поняла, что стала жертвой мошенников, и обратилась за помощью в полицию.
Гораздо больше в последнее время стало отмечаться случаев мошенничества при покупках в интернете: омичи попадают на липовых продавцов и переводят предоплату или вовсе передают неизвестным свои пароли. Распространены мошенничество через социальные сети посредством взлома страниц и просьбы одолжить денег, а также звонки от якобы банковских работников, которые сообщают о несанкционированном переводе с карт и просят предоставить реквизиты и пароль.
В три раза по сравнению с прошлым годом выросло число преступлений, связанных с вредоносным программным обеспечением на базе ОС Android. Жертве направляется сообщение с предложением открыть фотографию или перейти по ссылке и таким образом вирус попадает в смартфон. Через какое-то время потерпевший обнаруживает пропажу денежных средств со своей банковской карты.
Специалисты отмечают: жертвами мошенников становятся не только пожилые люди, и граждане среднего возраста, плохо знакомые с современными технологиями, но даже молодежь, которая уже привыкла совершать покупки через интернет.
Омичам советуют не быть доверчивыми, в случае совершения в отношении гражданина мошеннических действий, необходимо немедленно заблокировать карту, сообщить о случившемся в банк и полицию, сохранить как можно больше информации о мошеннике – сообщения, номер телефона, скриншот объявления и т.д.
Игорь Федоровский.