75% россиян считают, что советская эпоха была лучшим временем в истории страны, не согласны с этим суждением лишь 18% опрошенных. Это следует из подготовленного Левада-центром исследования «Структура и воспроизводство памяти о Советском Союзе в российском общественном мнении».
Услышав выражение «советская эпоха», респонденты прежде всего думают о стабильности и уверенности в завтрашнем дне (16% ответов), хорошей жизни в стране (15%) и о личной жизни – детстве, молодости, родителях (11%). Негативные оценки возникают гораздо реже: о дефиците, очередях и талонах вспоминают 4% опрошенных, о железном занавесе, застое и репрессиях – по 1%. В целом положительные характеристики советскому времени дают 76% респондентов, нейтральные – 38%, а отрицательные – лишь 7%. Эта сумма выше 100%, так как некоторые респонденты давали разные оценки. О распаде Советского Союза сожалеют 65% россиян, и столько же считают, что его можно было избежать, у 26% опрошенных противоположное мнение по обоим вопросам. 52% сожалеющих о развале СССР говорят, что они расстроены потерей чувства принадлежности к великой державе, 49% жалеют о разрушении единой экономической системы, 37% – о возросшем взаимном недоверии и ожесточенности.
Но при этом «вернуться на путь, которым двигался Советский Союз», согласны лишь 28% респондентов, большинство же выступает либо за «собственный, особый путь» России (58%), либо за европейский вариант развития (10%).
Представления россиян о советской эпохе в основном положительные, но личные воспоминания о ней вытесняются общими представлениями о социальной стабильности, уверенности в завтрашнем дне и хорошей жизни в СССР, говорит социолог Левада-центра Карина Пипия. Примечательно также, по ее словам, что с установкой о социально-экономическом благополучии граждан в СССР соглашаются представители всех возрастных и поколенческих групп, а вот ностальгия по Советскому Союзу больше характерна для людей старшего возраста, хотя молодежь присоединяется к тем, кто считает, что распада СССР можно было избежать. Однако романтизация советского прошлого не приводит к желанию реставрировать советский строй.
Этого не хотят ни те, кто жил в СССР, ни постсоветская молодежь, подчеркивает Пипия.