КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Так акционирование или приватизация?

18.10 09:06

Вчера на заседании комитета по муниципальной собственности Омского горсовета обсуждался вопрос о «приватизации» единственного в городе муниципального пассажирского перевозчика – ПП8.

На заседании комитета выступил директор департамента имущественных отношений горадминистрации Евгений Романин. Он напомнил депутатам, что федеральное законодательство обязывает муниципалитеты в срок до 2025 года преобразовать МУПы в акционерные общества:

«Решением Омского горсовета № 76 данное предприятие уже включено в перечень муниципальных предприятий, которые планируется приватизировать в 2024 году. И утверждено решением горсовета от 22 июня 2023 года. Проект постановления разработан в соответствии с решением горсовета от 16 мая 2012 года «Об утверждении перечня отраслей экономики и социальной сферы, в которых создание, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий и учреждений осуществляется с согласия Омского горсовета», - сказал он.

И вот тут возникает вопрос: Евгений Романин оговорился или проговорился? Акционирование не является приватизацией в том случае, если 100% акций остаются в собственности муниципалитета. А это – сохранение предприятия в собственности города – было основным условием, которое поставили депутаты при обсуждении вопроса. Причем даже единороссы из тех, кто не связан с бизнесом пассажирских перевозок. Конечно, представители мэрии заверили депутатов, что так и будет, никто не собирается отдавать ПП8 в руки частников. Однако приватизация акционерного общества – юридически гораздо более простая задача, чем «прихватизация» муниципального предприятия.

Стоит добавить, что ПП8 сегодня находится в достаточно хорошем экономическом состоянии. Да, есть небольшие убытки по итогам прошлого года, есть кредиторская задолженность. При этом есть и те, кто должен ПП8. Так что автотранспортное предприятие нельзя назвать «гирей, висящей на городском бюджете». Омск вышел из ситуации, когда перевозить пассажиров было буквально не на чем, «муниципальный» автобус был обязательно старой рухлядью, а ремонтные зоны были больше похожи на склад металлолома.

Недавно было опубликовано большое интервью с директором ПП8 Маратом Саликовым. Он сообщил, что на предприятии насчитывается 408 автобусов разной вместимости. В последние годы оно получило несколько десятков автобусов большой вместимости, работающих на газу, по национальным проектам «Экология» и «Безопасные качественные дороги». Расчетный срок эксплуатации городских пассажирских автобусов – 10 лет, и ПП8 постепенно выходит на нормативы обновления подвижного состава, то есть – 10% в год.

Кроме того, проходящая сейчас реорганизация транспортной системы города во многом приводит к «вытеснению» частников с «магистральных» маршрутов, от стабильности которых зависит самоощущение горожан. Так что ПП8 можно считать самым крупным и стабильным игроком на рынке пассажирских перевозок.

При этом муниципальное предприятие выполняет социальную функцию, предоставляя автобусы в случае любых непредвиденных ситуаций. Так, в прошлом году в Омске на территории поселка Светлый и в Черемушках буквально за несколько дней были созданы пункты дислокации и подготовки бойцов. Все организованные перевозки солдат – на вокзал, в аэропорт, во время подготовки – в баню или на культурные мероприятия – осуществлялись транспортом ПП8. Оттуда же привлекаются машины во время чрезвычайных ситуаций, например, когда необходимо создать пункты обогрева для пострадавших. Развозка омичей в отдаленные районы города после массовых гуляний и праздников – тоже забота муниципального транспортного предприятия. Выполнение этих задач для предприятия зачастую убыточно, но без этого город просто не сможет жить.

Мы попросили прокомментировать решение комитета Омского горсовета депутата Законодательного Собрания области Леонида Михайленко, имеющего огромный опыт работы в муниципальном представительном органе. Леонид Дмитриевич сказал:

- Если акционирование ПП8 – требование федерального законодательства, то сегодняшние депутаты никуда не смогут деться. Они будут вынуждены дать согласие. Вопрос в том, в чьей собственности останутся акции. Если в собственности города, то, конечно, изменится порядок взаимоотношений с городским бюджетом, но с точки зрения пассажиров ничего не изменится. Какие-то изменения будут для коллектива, для работников, с этим еще надо разбираться. Однако такая реорганизация повышает риск того, что кто-то захочет «прикарманить» стабильно работающее предприятие, и такие случаи в истории Омска были. Возможны всякие варианты – от инвестирования и передачи в управление до искусственного банкротства. Нужно будет внимательно следить за развитием ситуации. О настоящих целях муниципальных чиновников мы пока не знаем.

Евгения Лифантьева.