Читайте на сайте "Свободная пресса" материал Станислава Воробьёва о том, почему в Российской Федерации начали банкротить уникальные оборонные заводы. Статья актуальна и для нашего региона, ведь уже известно, что на омском заводе «Полёт» грядут очередные сокращения.
Разработка новых видов бронетанковой техники в РФ накрылась пока «медным тазом», амбициозная программа усиления флота оказалась сорвана да и в других оборонных отраслях ситуация плачевная. Каковы причины? Усредненная длительность исполнения среднего заказа в ВПК (военно-промышленном комплексе) составляет от 3−4 до 6−8 лет. Ценообразование заказа всегда базируется на постоянной цифре, а военное ведомство всегда неохотно пересматривает ее. Но как быть в условиях ползучей инфляции и девальвации (если брать в рассмотрение лишь эти факторы)?
До 2014 года эти проблемы были неприятны, но не катастрофичны. А вот с момента первой девальвации рубля в 2014 году они приняли характер финансового коллапса для промышленных предприятий и компаний. Рубль рухнул в два раза, а стоимость контрактов в большинстве случаев не пересматривалась! Тут уместно задать дебильный вопрос: но ведь это же хорошо, когда рубль падает?
Но на самом деле все оказалось скверно. Российская промышленность вообще и российский ВПК в частности не имели и не имеют возможности производить все самим. Более того, огромный перечень комплектующих, электроники, станков и промышленного оборудования закупался у иностранцев за твердую валюту. Которая в 2014—2017 годах подорожала в два раза, не будем забывать.
Наконец, даже там, где расходы предприятий ВПК чисто «рублевые», кроется еще одна засада: перманентное обесценивание самого рубля и ползучий рост цен на все, который банально не попадает в методологию Росстата. В 2014—2015 годах официальная инфляция в РФ составила 11−13%, а к 2017 году она «упала» до 2,5%. Но к производственным реалиям это имеет чисто индикативное отношение: цены как росли, так и продолжают свой рост.
Все это (мы не упоминаем о хищениях, вопиющей технологической отсталости, перманентных «узких» местах в самом производстве, разрыве связей с Украиной и влиянии международных санкций) ставит надежный заслон на развитии машиностроительных предприятий, выполняющих гособоронзаказ. На исходе первого десятилетия «перевооружения» внезапно выяснилось, что в среднеразвитой (скажем так, мягко) сырьевой экономике с деградирующим внутренним рынком, перманентно девальвируемой национальной валютой и ползучей реальной инфляцией военно-промышленное производство обречено на финансовую деградацию. А как следствие — на промышленную и технологическую. Подробнее о будущем российской оборонки по ссылке http://svpressa.ru/blogs/article/204187/