КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Спасите самолёт!

04.04 14:25

В редакцию Красного Пути поступил звонок с просьбой о помощи от Валерия Вячеславовича Сорокина. Мы, конечно, не МЧС, да и случай другой, редкий. Дело в том, что в Омске уже 43 года под угрозой жизни находится уникальный редкий самолёт Ту-104Б. На территории аэропорта Омск Центральный его используют в качестве учебного пособия для отработки навыков бойцами пожарной аварийно-спасательной службы. Состояние «старичка» 1959 г. «рождения» из-за этого плачевное. Известно, что именно этот самолёт с бортовым номером СССР-42417, один из 17 сохранившихся, из которых остальные 16 – давно памятники. Первым рейсом этого самолета году был Москва-Омск-Иркутск в 1956.

Справка: Ту-104 (Туполев-104) - первый советский пассажирский самолёт на реактивной тяге и второй в мире после британского De Havilland Comet. В первые два года своей эксплуатации, с 1956 по 1958 годы, Ту-104 являлся единственным летающим реактивным пассажирским самолётом в мире — из-за прекращения полётов De Havilland Comet летом 1956-го года, и до введения в коммерческую эксплуатацию американского Boeing 707 в октябре 1958 года. Ту-104 производился в г.Казань (96 самолётов) и на авиазаводе «Полет» в Омске (59 самолётов).

Валерий Вячеславович обращается в разные инстанции, но поддержки не встречает. Например в Минтрансе Омской области считают невозможным сохранение самолёта, ссылаясь на то, что нельзя лишить учебного пособия молодых бойцов. Но сомнения возникают в актуальности «учебного оборудования». Летают у нас Боинги, Ту-124, а учимся на том, кого не жалко – полуживом «старичке» Ту-104? Не лучше ли для обеспечения безопасности обучать спасателей на более современных самолётах? Это не противоречит ни логике, ни здравому смыслу, да и на практике пригодится скорее этот опыт. Почему-то в школах и ВУЗах обучающие процессы завязаны на компьютерных современных технологиях. Счёты покажут разве что для ознакомления, почти как артефакт, также как прялки - в музеях.

В год, когда тема педагога и наставника звучит повсюду, возникает вопрос – чему учит такой пример? Тому, что важнее СЕГОДНЯ, после нас хоть трава не расти? Патриотизм, бережное отношение к истории - отодвинуто? Тем более, речь идёт о родном городе. Повезло, видимо, нам, что самолёт этот выжил. Ещё есть возможность одуматься. Чтобы не только по картинкам учить тех же курсантов ОЛТУГи, но и зайти внутрь настоящего самолёта с детьми, внуками. Чтобы увидеть, услышать, быть может и потрогать… «Вот такие они были… Вот куда летали… А знаете историю?..». И рассказать, как Ту-104 настолько понравился Хрущёву, что он хотел прямо на нём в 1956 году полететь с визитом в Великобританию. Проект ещё не был доведён до конца, и самолёт решили пригнать в Лондон. Через день ещё один такой же самолёт появился в столице Великобритании. Но никто не верил, что это разные самолёты. «Чёрные попы просто перекрашивают номера» - ходили слухи…(советских лётчиков так прозвали за чёрную форму). Главный конструктор Туполев обиделся и, во-первых, приказал выделить средства пилотам, чтобы оделись во что-нибудь модное и не чёрное, а на следующий день — 25 марта  года— прислать в Лондон сразу три Ту-104 одновременно, что и было исполнено... Фурор был обеспечен.

Хочется верить, что живая говорящая, «трогательная» (от слова можно потрогать) история – важна. А наши с вами сердца – живы. Какое продолжение будет у этой истории – увидим.

Ольга Атавина.