КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

"Советская Россия": О престиже учителя

15.12 12:04

«В начальном и среднем образовании должно преследовать преимущественно развитие личное, а в высшем образовании – общественное и государственное. Цели начального образования, его выгодность, его необходимость для преуспевания в жизни понятны и доступны каждому, даже очень ограниченному человеку. Цели же высшего образования, предписываемые нуждами и потребностями государства, гораздо более сложны, часто требуют отрешения от личных выгод и умения видеть за деревьями лес» (Д.И. Менделеев).

«Вот почему высшее просвещение для единоличного удовлетворения, без общественно-государственной деятельности лишено всякого смысла. Вот почему дух начального образования одинаков во все времена и во всех странах, но дух образования высшего меняется от страны к стране и от эпохи к эпохе. Вот почему огромными бедствиями может обернуться для государства подход к высшему образованию с требованиями и мерками образования начального: «…привилегии, доставляемые высшим образованием… зовут к себе многих, и никакому сомнению не подлежит, что многие из жаждущих – не образования, а привилегий, им доставляемых, – не в силах вынести на своих плечах тех общественных обязанностей, которые оно налагает на лиц, его получивших…» (Д.И. Менделеев). За последние 30 лет ни один из министров, возглавлявших и возглавляющих отечественное высшее образование (Салтыков, Кинелев, Тихонов, Филиппов, Фурсенко, Ливанов, Васильева, Котяхов, Фальков), так и не уяснили этой простой истины и завели в тупик наше, когда-то лучшее в мире, высшее образование. Даже враги наши после окончания ВОВ высказывались, что Победу одержал не солдат, а школьный учитель, понимая под этим весь контингент – от педагогов начальных классов, до профессуры вузов. Особо хотелось бы отметить негативную роль Фурсенко А.А., которые насильственно поставил наше высшее образование на болонские рельсы, с которых страна не может перейти на традиционные отечественные методики преподавания, которые позволяли воспитывать талантливых изобретателей и творцов, а не угадаек с клиповым мышлением. Он принес и приносит величайший урон нашей стране, по сравнению с которым чубайсовские деяния в «Роснано» являются детским лепетом.

Как писал наш великий гений Д.И. Менделеев: «Важнейшим вопросом в деле народного просвещения является правильная постановка среднего образования, ибо оно является переходной ступенью от начального обучения к высшему. Оно должно быть рассчитано на учащихся в возрасте от 10 до 16 лет, когда юноша уже способен понимать философские начала избираемого им дела и когда он еще достаточно впечатлителен, чтобы испытать то чисто романтическое увлечение делом, которое, сохранившись на всю жизнь, делает из человека истинного специалиста, специалиста по призванию».

«Не подлежит сомнению, – писал Дмитрий Иванович, – что действительная польза среднего образования для всей жизни и для прохождения высших учебных заведений весьма сильно зависит от качества учителей, то есть от их влияния на учеников, а не от одного качества предметов и не от числа часов в учебных планах… В заботах о подъеме нашего среднего образования начинать необходимо отнюдь не с программ, а с подготовки надлежащих учителей…» Эти верные по своему смыслу слова, конечно, полностью относятся и к педагогам высшей школы.

Что мы наблюдаем сегодня в нашей стране? Учитель низведен на самые низшие ступени социальной лестницы, он лишен времени для самосовершенствования, путем бесчисленного числа отчетов за каждый шаг и вздох, плодимых в недрах непомерно раздутых штатов Министерства просвещения и Минобрнауки РФ. Поясните, пожалуйста, уважаемые руководители правительства РФ, чей труд является более квалифицированным и трудоемким: учителя школы, преподавателя техникума или колледжа или профессора вуза? Ни сколько не принижая роль каждого педагога, все-таки следует отметить, что профессор вуза обязан обладать более высокими компетенциями, чем преподаватель техникума и учителя школы, ибо только он формирует общественное и государственное развитие личности. Однако сегодня оплата труда профессора вуза ниже, чем оплата труда преподавателя техникума или учителя школы. Величайший абсурд, который возрос и развился только в нашей великой державе, поэтому практически за последние 30 лет рухнули все основные отрасли экономики.

По этому поводу Д.И. Менделеев писал: «В стране с неразвитой …правительственной машиной и промышленностью нет спроса на истинное образование… и там, где господствуют вялость и формализм, самостоятельные специалисты с высшим образованием не находят деятельности в общественных и государственных сферах… Истинно образованный человек… найдет себе место только тогда, когда в нем, с его самостоятельными суждениями, будут нуждаться или правительство, или промышленность, или, говоря вообще, образованное общество; иначе он лишний и про него написано «Горе от ума». Такую же оценку состояния нашей науки и образования дал академик РАН Р.И. Нигматулин, выступая на Орловском международном форуме 27.07.23.

Одним из важнейших факторов качественного высшего образования является состязательность в ходе поступления в вуз и обучения. В СССР в 1985 г. при населении около 287 млн человек функционировали 514 вузов, в которых обучалось около 4,85 млн студентов. В РФ в 2023 г. при населении около 146 млн человек функционирует 1115 вузов, в которых обучается около 6,9 млн студентов, т.е резко упал фактор состязательности, а как следствие, упало и качество образования. При этом следует иметь в виду, что из общего числа вузов 462 являются негосударственными, ориентированными в основном на подготовку специалистов для гуманитарной сферы и сферы услуг (статистика Росстата). Статистика показывает, что большинство государственных вузов также к 2022 г. основную массу студентов готовит для гуманитарной сферы и сферы услуг. Например, в 1990 г. выпуск специалистов по направлениям распределялся следующим образом: 49% – экономика и управление; 44% – машино- и приборостроение; 7% – право; в 2022 г. в РФ уже было такое распределение: 64% – экономика и управление; 2% – машино- и приборостроение; 34% – право. (эл. Ресурс: https://su90.ru/education.html). Нет промышленности, поэтому ненужными оказались выпускники технических вузов. Живем по принципу, продекларированному приснопамятным Е. Гайдаром: «Продадим нефть, газ, а все остальное купим за границей». Но сегодня наши «партнеры» показывают нам огромный кукиш даже на поставку бытовой техники, не говоря уже о промышленном оборудовании и электронике. Сегодня ректор любого вуза не решится отчислить даже самую отпетую бездарь, ибо финансирование вуза жестко связано с «душами» «населяющими» данный вуз.

Впервые за весь период своего существования в этом году ведущий вуз РФ НИЯУ МИФИ не набрал абитуриентов для полнокровного формирования контингента студентов, пришлось объявлять дополнительный набор. Это говорит о многом: уровень требований к абитуриентам и студентам остался высоким, так как вуз является основным учебным заведением, готовящем специалистов для ГК «Росатом», а там мера ответственности очень высокая, и хотя и платят специалистам в ГК «Росатом» очень хорошо, мера ответственности уже пугает современное поколение молодежи, поэтому они и ищут более легкие пути для получения высшего образования. Пора бы проснуться руководителям Минобрнауки РФ и вице-премьерам, отвечающим за систему подготовки кадров в стране, и экономическому блоку правительства РФ, ибо без возрождения основных отраслей экономики будет окончательно разрушен последний бастион, т.е. образование, который еще сдерживает темные силы Запада, нацеленные на сокрушение нашей страны.

Высшим образованием руководит министр Фальков В.Н., которые руководил второстепенным университетом, а сегодня совершенно бездарно управляет Минобрнауки РФ. Он продолжает порочную практику по уничтожению вузов путем их слияния, т.е. осуществляет «оптимизацию» по примеру «оптимизации» школьного образования, здравоохранения и т.д., и назначения на должности ректоров своих бездарных друзей и знакомых с огромными зарплатами, выходящими за всякие разумные нормы (эл. Ресурс: www.rucriminal.info). До сих пор ученых и профессуру страны насилуют требованиями передавать англоязычным странам свои достижения путем передачи результатов в систему активности ученого за счет индексов цитирования Skopus, Web of Science, индекса Хирша, хотя в стране имеется прекрасный индекс цитирования РИНЦ. Неужели не ведают об этих «шалостях» министра Фалькова премьер правительства РФ М.В. Мишустин и помощник президента РФ А.А. Фурсенко. В советский период никаких этих индексов и в помине не было, но за нашей научной и учебной литературой гонялись все университеты мира, а экономика давала более 20% мирового ВВП. Потому-то в сторону нашей страны даже пальчиком погрозить боялись западные ястребы.

Пора бы Минобрнауки РФ объяснить научной общественности, как удалась Высшей школы экономики уничтожить более 30 технических вузов, а в результате «оптимизации» (слияния) – еще несколько сот вузов, захватив (распродав) их здания, уничтожив библиотечные фонды и научные лаборатории, являвышиеся сокровищницей знаний и основой подготовки высококачественных специалистов. В ХХ веке только две страны уничтожали книги университетов – это фашистская Германия и пиночетовская Чили, но они уничтожали идеологические издания, а техническую литературу берегли как зеницу ока. За последние 30 лет наша страна не имеет никаких достижений в экономике, а живет на базовом научном и образовательном фундаменте советского периода, хотя правительство в этом признаваться упорно не желает. Но скоро уйдут с кафедр выпускники советской школы образования, о мрачных последствиях просто страшно подумать: квалифицированного доктора технических или физико-математических наук будем искать днем с огнем. Очевидно, некоторая часть нашего правительства уже понимает эти последствия, поэтому для срочного пополнения когорты докторов и кандидатов наук разрешило части вузов решением их советов присваивать ученые степени и звания, т.е «местечковыми» методами вместо стратегических государственных решать проблему подготовки научных кадров высшей квалификации. Уважаемые господа!!! Это очередная утопия, которая ведет к полной деградации науки и образования в стране. Очнитесь, господа!!! Ведь только при нормальном государственном подходе к научным и педагогическим кадрам наша страна выиграла ВОВ, за 3 года восстановила разрушенную страну, всего за 4 года реализовала Атомный проект, десятки лет первенствовала в космосе, реализовывала в развитые страны машино- и приборостроительную продукцию, не говоря уже о вооружении. Но при этом оплата труда профессора была сравнима с зарплатой замминистра союзного министерства, а доцента была всего на 30% меньше, а сегодня зарплата профессора, даже московского вуза, сравнима с зарплатой дворника (!!!), а потому наши «деяния» в космосе заканчиваются в Тихом океане или лобовым ударом в грунт Луны, молчу о нашем вооружении, и так всё понятно.

Кстати, идеи Д.И. Менделеева о развитии отечественной науки и образования были реализованы только в советский период развития государства. Читателю может показаться, что я занимаюсь только критиканством, не предлагая никаких конструктивных предложений, отнюдь, далее я предлагаю ряд мер, реализация которых позволит выйти стране из тупика.

  1. Разгрузить школьные программы от второстепенных предметов, придав особое значение предметам естественно-научного цикла (математика, физика, химия, биология и т.п.), русскому языку, литературе и иностранным языкам. Совокупное ежедневное домашнее задание не должно превышать 3–4 часов работы для школьника среднего уровня подготовки. Сегодня такая подготовка требует минимум 6–8 часов, что лишает детей полнокровного детства и прививает отвращение к учебе. Данная порочная практика рождается в мозгах и недрах некомпетентных специалистов Минпросвещения РФ и Минобрнауки РФ, поэтому предлагается сократить управленческий персонал данных министерств в 4–5 раз, серьезно экономя госбюджетные средства и пресекая бездарное правление научно-педагогическим контингентом страны.
  2. Срочно отказаться от двухуровневой подготовки студента по направлениям естественно-научных и инженерных направлений, оставив этот метод только для гуманитарных специальностей. Перевод нашей высшей школы на рельсы Болонского процесса является своеобразным предательством методологических наработок отечественной высшей школы, что привело к катастрофическим провалам в отечественном образовании.
  3. Немедленно поднять престиж учителя школы, преподавателя колледжа и техникума. Заработная плата учителя школы должна превышать в 2–2,2 раза уровень средней зарплаты по экономике, преподавателя технику(колледжа) – в 2,5–2,7, профессора вуза – в 4–4,5 раза, а доцента вуза – с понижающим коэффициентом 0,8 по отношения к зарплате профессора, для ассистента, кандидата наук, понижающий коэффициент должен лежать в пределах 0,65–07, зарплата руководящего состава вуза (ректор, проректор) не должна превышать уровень зарплаты профессора в 2 раза. При этом в стране должна действовать едина тарифная сетка, вне зависимости от региона. Только в этом случае мы получим огромный приток талантливой молодежи в вузы, естественным образом возродим передовые научные школы, а не будем играть в бирюльки с придуманными в недрах Минобрнауки РФ «проектов» «Опорных вузов», «Передовых инженерных школ», программ «Приоретет – 2030», которые нужны министерству, чтобы вводить в заблуждение руководство страны (!!!).
  4. Срочно ввести единую государственную аттестацию научных и педагогических кадров через ВАК РФ, прекратить плодить докторов, кандидатов наук, профессоров и доцентов через местечковые советы вузов. В СССР в 90-х годах ХХ века было примерно 50 000 профессоров – докторов наук, и страна в этот период по всем направлениям опережала США, не понесших таких потерь, как наша страна, в годы ВОВ.

5 Законодательно обязать промышленность безвозмездно передавать вузам передовые отечественные и зарубежные образцы техники и технологии в вузы, чтобы преподаватели и студенты на наглядных пособиях генерировали прорывные технологии и оборудование.

  1. Студент должен проходить как минимум три-четыре практики и получать квалификацию соответствующую уровню практики: после 2-го курса практика на месте рабочего, как результат – получение квалификации токаря, слесаря, фрезеровщика, оператора технологической техники и т.д.; после 3-го курса – на месте помощника начальника участка, отдела, как результат – получение квалификации помощника начальника участка или отдела; после 4-го курса– замначальника участка, отдела, программист, заместитель сетевого администратора и т.д., как результат – получение соответствующих квалификационных документов ; после 5-го курса – заместитель начальника цеха, начальник участка, сетевой администратор и т.д., как результат – получение соответствующих квалификационных документов.
  2. Законодательно обязывать бизнес принимать на практику студентов и оплачивать работу их руководителей, ибо в настоящее время частные предприятия, да и государственные категорически отказываются принимать студентов на практику, ссылаясь на некие коммерческие тайны, которые могут разгласить студенты. Это надуманная проблема, ибо подавляющее большинство технологий и оборудования на отечественных производствах созданы еще в советский период и даже для так называемых «партнеров» никакой тайны не представляют.
  3. Законодательно начальников управлений и департаментов Минпросвещения РФ и Минобрнауки РФ назначать только из когорты руководителей региональных министерств образования, директоров лучших школ и гимназий, ректоров с опытом работы не менее 5–10 лет и проректоров ведущих вузов страны с опытом работы в сфере образования не менее 10 лет и имеющих, как правило, ученую степень доктора или кандидата наук. Хватить «заселять» эти ответственные должности по принципу «сват–брат–блат», идя таким путем мы можем потерять страну. По аналогичной практике должны назначаться министры образования регионов. Ректор вуза должен избираться на альтернативной основе только коллективом вуза, а не назначаться Минобрнауки РФ. Срок полномочий министров, начальников управления и департаментов, ректоров, проректоров, директоров техникумов и колледжей, школ и гимназий должен быть ограничен двумя периодами по 4 года каждый. В ходе этих сроков вышестоящей инстанцией или коллективом, избравшим руководителя, может проводиться промежуточная аттестация, по результатам которой полномочия могут быть продлены или ограничены.
  4. В стране за последние 30 лет наступил явный перекос с подготовкой профессиональных кадров: специалистов с высшим образованием выпускается больше, чем специалистов со средним специальным образованием, специалистов рабочих профессий меньше, чем специалистов со средним специальным образованием. Ни в одной развитой стране мира такого положения не наблюдается. Поэтому правительству РФ необходимо разработать программу подготовки профессиональных кадров из учета примерно следующих соотношений: на одного инженера должно выпускаться 3–4 специалиста со средним специальным образованием, а на одного техника – 3–4 специалиста рабочих профессий, вот тогда стране не потребуются трудовые мигранты, а основные отрасли экономики будут развиваться темпами не ниже 7–10% в год.
  5. Контроль за реализацией пп. 4, 5, 7 и 8 данных предложений возложить на Совет Безопасности государства.

 

А.С. ТИМОНИН, заслуженный изобретать РФ,

лауреат премии Правительства РФ в области образования,

почетный работник высшего профессионального образования РФ,

д.т.н., профессор