Главное событие осенней сессии Государственной думы – это утверждение федерального бюджета.
Его назначение – быть надежным фундаментом для достижения наших основных стратегических целей: преодолеть массовую бедность, справиться с демографическим кризисом, добиться технологического прорыва, войти в число ведущих экономик мира. Бюджет – не просто важнейший финансовый документ. Это, по сути, кровеносная система национальной экономики и социальной сферы. Однако подготовленный правительством проект бюджета на предстоящую трехлетку прямо противоречит посланиям президента и ключевым задачам, стоящим перед Россией. И может их полностью перечеркнуть.
Курс на отставание
Наша партия выступила с целым рядом конкретных предложений и законопроектов, направленных на формирование полноценного бюджета развития, в корне отличного от того, который навязывает стране кабинет министров. Но чтобы понять, в чем состоит отличие нашего видения бюджета, нужно вникнуть в суть того, что предлагает правительство. Уяснить, какие опасности несет его бюджетный проект.
Для того чтобы объективно оценить проводимую сегодня экономическую политику, надо в первую очередь дать оценку базовым показателям, от которых зависит наполнение государственной казны.
Главным среди таких показателей является валовой внутренний продукт – ВВП. По прогнозу правительства, в 2020 г. он составит 112,9 триллиона рублей. В 2021-м – 120,4 триллиона. В 2022-м – 128,5 триллиона. Эти цифры отражают масштаб реальной экономики страны. А прогнозируемая правительством динамика ВВП, заложенная в проект бюджета, отражает полную бесперспективность с точки зрения экономического роста.
Чтобы войти в пятерку крупнейших мировых экономик, мы должны расти такими темпами, которые существенно превышают среднемировые. И увеличить ВВП в полтора раза – как и было заявлено президентом. Год назад, когда утверждался текущий бюджет, правительство прогнозировало рост ВВП в 2019-м всего на 2,3% по сравнению с 2018-м. Теперь же оно прогнозирует, что по итогам нынешнего года этот показатель не превысит 1,3%. Снижение темпов роста на 1% в денежном выражении означает потерю 1 триллиона 84 миллиардов рублей. Почти 200 миллиардов из этих средств могли поступить в бюджет. За счет них можно было удвоить расходы на ЖКХ или на охрану окружающей среды.
На 2020 г. в проекте бюджета также заложен рост, существенно отстающий от среднемирового – 1,7%. Фактически экономика топчется на месте.
Не только специалистам, но всем здравомыслящим гражданам ясно: для ее успешного развития необходим рост инвестиций. В текущем году они увеличены на 9,6% по сравнению с 2018-м. В 2020-м их планируют увеличить только на 8,6% по сравнению с 2019-м. С учетом реальной инфляции, которая существенно превышает официальную, можно сделать вывод, что рост инвестиций в экономику сводится к минимуму.
Другой крайне негативный фактор – это рост импорта на фоне снижения экспорта. В 2020-м импорт предполагается увеличить на 4,8%. И одновременно снизить экспорт российской продукции на 0,3%. Это неизбежно спровоцирует скачок курса доллара и евро. А значит, и рост цен на импортируемую продукцию. Отсюда следует, что покупательная способность граждан будет падать и дальше. Продолжится массовое обнищание, которое не останавливается уже шестой год подряд. На фоне снижения потребительского спроса будет усугубляться стагнация экономики.
Именно об этом свидетельствует заложенный в проекте бюджета крайне низкий рост прибыли так называемых прибыльных организаций: всего на 2,7% в 2020 г. Да и этот скромный рост, как и в прежние годы, будет обеспечен не реальной экономикой, а банковской системой.
Одним из показателей, свидетельствующих об экономической деградации, является отсутствие роста переработки сырья. В частности, роста экспорта нефтепродуктов. Между тем наша экономика при нынешнем курсе сохраняет прежний сырьевой характер. В условиях бурного развития новых технологий, которое наблюдается в мире, зависимость от сырьевых факторов не приближает нас к пятерке ведущих экономик мира, а отбрасывает все дальше назад.
При такой общей картине, которая складывается из макроэкономических показателей, заложенных в проекте бюджета, нельзя рассчитывать на прорыв, на укрепление конкурентоспособности России, рост ее авторитета в мире и улучшение социальной ситуации в стране.
Еще одним убедительным доказательством тому является низкий рост фонда заработной платы, заложенный в проекте. В текущем году, согласно предварительным оценкам Министерства финансов, фонд заработной платы должен вырасти на 6% относительно 2018-го. А в 2020-м – всего на 5,4%. Даже если учитывать только официальную инфляцию, она из этих 5–6 процентов «съест» 3–4. Между тем, согласно недавним социологическим опросам, товары первой необходимости сегодня обходятся гражданам на 10–20 процентов дороже, чем год назад. Отсюда можно сделать вывод: заложенный в проекте бюджета рост фонда заработной платы минимум вдвое ниже того, который позволяет хотя бы приостановить обнищание народа.
Полностью статью можно прочитать по ссылке: http://www.sovross.ru/articles/1905/46127