КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Слово об Учителе

05.10 13:29

Виктору Николаевичу Худякову – 75 лет. Исполнилось бы… Уже нет с нами этого поистине уникального человека: историка, педагога, общественного деятеля, учителя с большой буквы.

«Я простой парень с Торговой улицы», – любил повторять о себе Виктор Николаевич. Улица Торговая в Старом Кировске и в наши дни не центр, а в 40­е ХХ столетия – даже не окраина, фактически другой город, куда добраться из Омска можно было разве что с помощью паромной переправы. Там-то и прошло детство будущего доктора исторических наук, профессора, блистательного лектора и эрудита.

В 17 лет тогда еще просто Витя Худяков стал победителем всесоюзной олимпиады по физике и вне конкурса мог поступить в любой технический вуз страны. Но будущий декан факультета истории, философии и права Омского государственного педагогического университета уже точно знал, что его жизнь будет связана с исторической наукой. Он подал документы на факультет, называвшийся в то время историко-филологическим, и, разумеется, поступил. Дальше все развивалось стремительно. Учеба, написание диплома под научным руководством легендарного Ивана Никифоровича Новикова – портрет учителя всегда висел в кабинете декана Худякова на видном месте, великолепная защита, окончание вуза с отличием, работа ассистентом на кафедре истории СССР, написание кандидатской. В 29 лет Виктор Худяков – уже самый молодой декан исторического факультета пединститута. В 1973 году он защищает кандидатскую диссертацию по теме «Разложение крестьянства Тобольской губернии во второй половине XIX века», в 1988­м – докторскую «Аграрная политика царизма в Сибири в пореформенный период». В 1989 году Виктору Худякову присвоено ученое звание «профессор».

Будучи уже заслуженным работником высшей школы РФ, председателем общественной организации «Центр русской культуры», Виктор Николаевич не стал «монументом». Он был также энергичен и напорист, как в молодости, оставался контактен и непосредственен, не растерял ни грамма своего обаяния. Талантливый человек талантлив во всем – это про профессора Худякова. Высокий общественный статус, многочисленные звания, должности декана, председателя диссертационного совета и руководителя разных комиссий по защите студенческих дипломов не утопили его дар в бюрократическом болоте. Став талантливым администратором и хозяйственником, он остался талантливым ученым, талантливым педагогом, сохранил свой самый главный талант – талант общения с людьми. К нему прислушивались коллеги, обожали студенты. На его днях рождения не хватало места, чтобы рассадить всех друзей-приятелей. Стоит ли говорить о том, что Виктор Николаевич пользовался бешеным успехом у женщин, сумев при этом в любви и согласии прожить более полувека с одной-единственной. Это на первый взгляд казалось парадоксальным: ростом невысок, очки, волос на голове – по минимуму с ранней молодости («Когда вы разговариваете между собой, мне кажется, вы обсуждаете мою прическу…»). Действительно, как говорил незабвенный «мастер русской словесности» Виктор Черномырдин, в харизме надо родиться.

Среди учеников Виктора Николаевича – не только учителя истории и вузовские преподаватели, не только музейные и архивные работники. Это политики, депутаты, предприниматели, телеведущие, журналисты и издатели. Их у профессора Худякова было столько, что и не счесть.

…Идет защита дипломов, студенты волнуются. Десять минут на представление дипломной работы. А Худяков неторопливо походит по кабинету, перекинется с кем-нибудь парой слов, ответит на звонок «мобильника», а между этим слегка полистает толстую рукопись. Со стороны выглядит странно. Кажется, что текст он только и глянул, докладчика не слушает. Но вот время для вопросов членов комиссии. Дальше самое интересное: слово берет председатель. В двух-трех его резюме вся суть: сильные стороны работы, слабые, дискуссионные моменты. Далее вопросы. Непростые. Нужно думать. Общими фразами не отвертишься. Большинство студентов уже до защиты были напуганы байками о «жестком» Худякове. Боялись совершенно зря. При всей внешней строгости и непроницаемости Виктор Николаевич никогда не ругал просто так. К тому же всегда скупо, но ободряюще хвалил студента.

Будучи специалистом по аграрной истории России, Виктор Худяков вовсе не ограничивал круг своих жизненных интересов лишь исторической наукой. Казалось, что он помнит все события, факты, всех исторических персонажей, и при этом у него всегда была в запасе какая-нибудь пословица, поговорка, цитата из классики, хохма или анекдот. Как рассказывают коллеги, Худяков знал наизусть сотни стихов. И не только русскую поэзию.

При все этом, особо подчеркнем, Виктор Худяков имел принципиальную гражданскую позицию. Несмотря на природную гибкость и коммуникабельность, перемены, произошедшие в стране после 1991 года, он не принял. Ему больно было смотреть, как десятилетиями искусственно разрушалось сначала школьное образование, затем вузовское. Привыкший жить любимой профессией, относившийся к университету как к храму, он морщился от всех этих «образовательных услуг», «оптимизаций», «новых стандартов»… Вопреки всему до конца отстаивал свои жизненные ценности, где не было места болтологии про «эффективный образовательный менеджмент», а была четкая установка «истфак – это дом, коллектив – это семья».

Когда мы все простились с Виктором Худяковым навсегда, многие его воспитанники, которые уже сами стали кандидатами и докторами наук, за поминальным столом говорили: закончилась эпоха в жизни истфака омского педагогического. Однако излишнего пафоса не было. Вспоминали фирменные «худяковские» розыгрыши и «приколы», его неповторимое чувство юмора, отмечали незлобную профессорскую само­иронию («Фамилия моя Худяков. Видимо, от того, что слишком «худой»)… Никто (даже любимая внучка) не называли его «дедушкой». Только «дед»! Так издревле на Руси принято было называть уважаемого человека. Того, кто был главой семьи, защитником, опорой. Именно таким человеком для нескольких поколений омских историков и педагогов был Виктор Худяков. И остается.

Сергей НАУМОВ.