Региональные выборы показывают, что неплохие проценты не гарантируют адекватное число мандатов.
«НГ» проанализировала статистику прошедшей избирательной кампании, связанную с неадекватным на первый взгляд пересчетом процентов, полученных партиями, в депутатские места. Это когда за результаты, различающиеся в разы, все равно полагается одинаковое число мандатов. Тут все дело в применяемой большинством субъектов РФ неравномерно смешанной пропорционально-мажоритарной системе: примерно треть Заксобрания избирается по партспискам, две трети – по одномандатным округам. «НГ» спросила экспертов о том, стоит ли ждать подобной реформы под выборы в Госдуму-2026. Ведь так можно и степень показательной демократичности не снижать, и реальный уровень представительности оппозиции регулировать. Пока превалирует мнение, что политических предпосылок для урезания доли партсписков вроде бы как нет.
Если еще и численность депутатов Заксобрания небольшая, то тогда случаются такие истории, как, например, в Хабаровском крае. Там КПРФ получила чуть более 12,5% голосов, но лишь один мандат, а «Новые люди» взяли тоже один за 5% с небольшим. Тогда как ЛДПР на 16,8% заработала два мандата.
Или, например, в Республике Алтай, в Госсобрании которой 41 депутат, ЛДПР получила 18,17% по спискам – и в итоге также два мандата. КПРФ за 13,6% дали один мандат, «Справедливой России – за правду» (СРЗП) тоже один – за 5,7%. Более адекватно разделили места, скажем, в Брянской области, но там вообще-то 60 депутатов, которые избираются пополам на пополам. А вот в Волгоградской области, где система хотя и равномерно смешанная, но депутатов облдумы только 36, флуктуации чуть более заметны, но не аномальны.
Неравномерно смешанная система действует в большей части регионов уже давно.
Но в этом году ее последствия проявились наиболее ярко, видимо потому, что «Единая Россия» забрала под себя одномандатные округа по максимуму. А это сразу выявило всю изначальную нищету той доли мандатов, которая приходится на партсписочные выборы. Однако с точки зрения демонстрации уровня демократии все выглядит неплохо: партии вроде бы получают солидные проценты, а дальше идут уже последствия применения закона, если они не нравятся – пожалуйста, в суд. Поэтому и возник вопрос, не ждут ли соответствующие изменения и Госдуму в преддверии выборов 2026 года?
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов считает, что «федеральные политадминистраторы явно задумались о планах трансформации политической системы в 2025–2026 годах». Продолжится «заморозка» политической и общественной активности. Можно предполагать, что партия власти в таких условиях «продолжит курс на профанацию выборов и чисто формальное поддержание легитимности». По его словам, «как уже сейчас говорят эксперты, реальное политическое содержание выборов не относится к волеизъявлению масс, а результат выборов лишь замеряет степень контроля того или иного губернатора над чиновничьим и силовым аппаратом региона». «Можно предположить, что при инерционном развитии политического процесса у ЕР будет большой искус провести переформатирование партийно-политического поля. В частности, перевести выборы в Госдуму на мажоритарную систему или резко сократить ее партийную часть, что уже проведено в регионах. Это будет шаг к дальнейший департизации политики, а еще и возможность выйти за рамки привычных партийных реалий», – сказал «НГ» Обухов. Потому что при сохранении нынешней системы пока не удается лишить КПРФ статуса второй политической силы. «При этом прогнозируемое стремление власти к замораживанию политической активности и переформатированию партийно-политического поля явно не учитывает стратегические вызовы, стоящие перед страной», – отметил он.
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов пояснил «НГ»: «Все будет зависеть от того, что для власти будет приоритетом. Или недопущение оппозиции, или реформирование партийной системы, или насыщение смыслом «Единой России», или необходимость поддерживать партийную систему как таковую. И пока весь этот набор приоритетов возможен, рано что-то проектировать».
На это член центрального совета СРЗП Михаил Емельянов заметил, что переход к полностью мажоритарным выборам или увеличение числа одномандатников было бы целесообразно для самой власти, если бы в ее планах была радикальная партийная реформа. В многопартийной же системе, в которой сегодня существует Россия, на выборах выгодны как раз партсписки. «У нас сейчас фактически полуторапартийная система, целую партию представляет ЕР, а 0,5 партии – все четыре оппозиционые. Есть большая доля вероятности, что при уменьшении пропорциональной системы эти партии минимизируются или исчезнут. А основной принцип работы администрации президента все последние годы такой: «не надо ломать то, что работает».