КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Работы советских лет

21.02 12:32

В Государственном областном художественном музее «Либеров-центр» начала работу выставка «Поэтика Сибири», на которой представлены произведения омских художников Н.М. Брюханова, Р.Ф. Черепанова, В.Н. Белова, А.А. Шакенова 1960-80-х годов из фондов музея. Новая экспозиция музея – это рассказ о родной сибирской земле, её просторах и величии, затерянных в снегах деревеньках, красоте людей труда. Продолжая живописные пейзажные традиции, связанные с творчеством основоположников сибирского изобразительного искусства К.П. Белова, Т.П. Козлова, А.Н. Либерова, а также отечественного реалистического искусства, художники неизменно вносили свой вклад в эволюцию жанра. Богатая природа Сибири, её многообразие стала главной в творчестве омских художников. Каждый из них находил свой способ постижения и исследования окружающего мира, создавал неповторимый живописно-пластический и образный идеал. Пейзажные произведения и натурные этюды, сыгравшие в 60–80-е годы особую роль, и композиционные картины этого жанра составили мощный художественный пласт в творчестве сибирских живописцев. Пейзаж выступает в этот период выразителем лирических национально значимых образов сибирской природы. Одновременно живописцы в авторских произведениях стремились сохранить эпическую интонацию, красочное богатство, декоративность, световоздушную панорамность. Своеобразие сибирской природы в произведениях Владимира Никитовича Белова (1923-1998): «Суровый край» (1968), «Ранний снег» (1968), «Проталины» (1969), «Февраль» (1982) передано просто и поэтично. Замечательным качеством полотен является их лиричность, они отличаются удивительным богатством настроения. Творческий метод художника, основанный на работе с натуры, позволяет достичь подлинное чувство природы. Опора на цветовую характеристику придала пейзажным мотивам Ростислава Федоровича Черепанова (1925 г.р.) неповторимую своеобразность, яркость, праздничность. Декоративизм как самостоятельная пластическая система позволил колористу в деревенских пейзажах выйти за пределы натурного, документального, эмоционально, с особой долей стилизации, обобщения выразить форму. В 1960 – 70-е годы в искусстве наметилась и укрепилась тенденция к гибкому и многогранному раскрытию тонких, сложных движений внутреннего мира человека труда. Портрет «Доярка» (этюд) (1962 г.) Николая Михайловича Брюханова (1928-1979) передаёт дух времени, соотносящий судьбу человека с судьбой народа. В характеристике портретируемой художник выражает, прежде всего, жизнерадостность, открытость окружающему миру. Яркими, сочными мазками живописец моделирует форму, создаёт цветовую среду. В пейзажных мотивах Амангельды Абдрахмановича Шакенова (1943 г.р.) явно выражено национальное мироощущение, сформировавшееся родной природой, её неповторимым своеобразием. Мотив унылой «Степной дороги» (1988) рождает различные ассоциации, связанные с жизнью человека и землёй. Богатство колористического решения привносит определённый эмоциональный настрой. Стремление запечатлеть в своих произведениях разные моменты своего отношения к окружающей действительности заставляло омских живописцев в 1960-1980-е годы искать

новые формы, разнообразить пространственные и композиционные решения. В представленных в экспозиции картинах отражены время и люди, наполненный гармонией и поэзией окружающий мир.