9 марта {24 февраля} 1917 года в Петрограде бастует уже 200 тысяч рабочих, идут студенческие волнения. На выборгской стороне громят хлебные лавки.
Руководитель Русского бюро ЦК РСДРП(б) Шляпников отмечает: "Весь Невский проспект заполнен рабочими, полицией и казаками. Вся чистая, франтоватая, фланирующая вечерами по Невскому публика испуганно исчезла".
Социал-демократы – «межрайонцы» распространяют по городу листовку в поддержку путиловских рабочих и с призывом к трехдневной забастовке.
В Думе Керенский уже не так революционен. Он испугался уличной стихии и призывает своих коллег к сдержанности, чтобы не возбуждать массы.
Царь в Ставке занят рутинными делами и радуется, что здесь «его мозг отдыхает». Императрица неофициально сообщает ему о волнениях в столице.
В самом Петрограде градоначальник Балк устранился от ответственности за соблюдение порядка, передав все полномочия военным. Хотя все понимают, что командующий Петроградским округом генерал Хабалов может опираться лишь на ненадежные и не желающие ехать на фронт воинские части, состоящие из таких же рабочих, что митингуют в столице.
Пока оружие против протестующих решено не применять.