Доходы прогнозируются в среднем на уровне 33,5 трлн руб. в год, а расходы — на уровне 35,5 трлн руб. в год. Ранее: 27-28 трлн.
Правительство завершает подготовку проекта федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов, до 1 октября он будет внесен в Госдуму, заявил на заседании правительства 22 сентября премьер-министр Михаил Мишустин, пишет РБК.
Проект трехлетнего бюджета предусматривает финансирование всех обязательств государства перед гражданами, а также приоритетных направлений, к которым относится социальная поддержка наиболее уязвимых категорий, укрепление обороноспособности страны, интеграция новых регионов и развитие инфраструктуры, говорится в материалах.
Рост доходов и расходов
В ближайшие три года правительство ожидает значительного роста как доходов казны, так и расходов относительно действующего плана. Если в актуальный бюджет заложены доходы на 2024 и 2025 годы в размере 27,2 и 27,9 трлн руб. соответственно, то в свежие проектировки на этот период закладывают уже 35 трлн и 33,5 трлн руб. (+7,8 трлн и 5,6 трлн соответственно). В 2026 году доходы составят 34,1 трлн руб., следует из материалов правительства.
Расходы федерального бюджета тоже будут расти по сравнению с действующими параметрами: они достигнут 36,6 трлн руб. в 2024 году, 34,4 трлн руб. в 2025-м и 35,6 трлн руб. в 2026 году. Как и планировалось, к 2025 году произойдет выход на «нормальный уровень» расходов (около 18% ВВП), отмечается в материалах. Для сравнения: актуальный бюджет предусматривает 29,4 трлн руб. расходов в 2024 году и 29,2 трлн руб. в 2025 году.
На протяжении ближайших трех лет бюджет по-прежнему будет дефицитным, но в 2024 году превышение расходов над доходами составит 1,6 трлн руб., что эквивалентно 0,8% ВВП, в 2025 году — 0,9 трлн руб. (0,5% ВВП), в 2026 году — 1,5 трлн руб. (0,7% ВВП). Это ниже, чем предусмотрено действующим бюджетом, согласно которому в 2024 году дефицит ожидался на уровне 2,2 трлн руб. (1,4% ВВП), а в 2025-м — 1,3 трлн руб. (0,7% ВВП). По словам главы правительства, финансирование дефицита будет происходить главным образом за счет внутренних заимствований.
О том, что прогноз по доходам и расходам может быть пересмотрен в сторону увеличения, ранее заявлял глава Минфина Антон Силуанов. «У нас сейчас макроэкономика лучше. Видим, что в этом году с доходами будет получше и в следующем получше, поэтому и расходы увеличатся», — говорил он. Министр уточнял, что позитивная динамика касается прежде всего ненефтегазовых доходов. По итогам января—августа 2023 года ненефтегазовые доходы выросли почти на четверть в годовом выражении и достигли 12,2 трлн руб., сообщал Минфин. Нефтегазовые поступления, напротив, резко снизились (почти на 40%) и составили только 4,8 трлн руб. за аналогичный период.
Для обеспечения роста доходов бюджета планируется применять и новые фискальные меры. Накануне правительство опубликовало постановление, согласно которому с 1 октября в России начнут действовать временные экспортные пошлины на широкий перечень товаров с привязкой к курсу рубля. По заявлениям властей, эта мера направлена прежде всего на защиту внутреннего рынка от роста цен. Источники РБК сообщали, что инициатива принадлежит Минфину и служит в том числе для балансировки бюджета.
Глава Минфина России Антон Силуанов в рамках заседания правительства представил проект федерального бюджета, пишут «Ведомости».
Силуанов подчеркнул, что в бюджетной политике на предстоящую трехлетку учтены и обеспечены финансами социальная поддержка граждан, технологическое развитие и расширение инфраструктуры, укрепление обороноспособности страны, полноценная интеграция новых регионов. Ежегодно более 2,5 трлн руб. выделяется на реализацию решений, которые содержались в послании президента Федеральному Собранию. На реализацию нацпроектов «Демография», «Безопасные качественные дороги», «Здравоохранение», «Образование», «Цифровая экономика» предусмотрено чуть менее 3 трлн руб. На реализацию инициатив социально-экономического развития выделяется более 760 млрд руб.
Помощь семьям с детьми
На выплату единого пособия 10 млн граждан в федеральном бюджете предусмотрено более 4,4 трлн руб. Также на предстоящие три года полностью материнский капитал – им смогут воспользоваться более 4 млн семей. На субсидирование процентных ставок по ипотеке, единовременные выплаты многодетным семьям на частичное погашение ипотеки выделяется 482 млрд руб. Более 100 млрд руб. по программе социального контракта получат в качестве поддержки малоимущие граждане.
Здравоохранение
В сфере здравоохранения на программу «Первичное звено для каждого» выделяется более 200 млрд руб. Планируется построить 1700 ФАПов, отремонтировать 6000 поликлиник, приобрести 3000 быстровозводимых модульных конструкций. Более 1 трлн руб. предусмотрено на лекарственное обеспечение отдельных, в том числе на препараты для больных с острыми сердечно-сосудистыми, тяжёлыми и редкими (орфанными) заболеваниями. Для онкобольных выделяется более 430 млрд руб. Также учли поддержку больных сахарным диабетом.
Образование
В 2024 г. планируется построить не менее 1300 школ. В бюджете также учли вопросы горячего питания, классного руководства, капитального ремонта. Около 100 млрд руб. предусмотрено на создание кампусов мирового уровня в Калининграде, Екатеринбурге, Новосибирске, а также Нижнем Новгороде, Уфе, Челябинске, Сахалине и Томске (последняя группа – с использованием механизма государственно-частного партнерства).
Промышленность
На поддержку гражданской промышленности планируется выделить более 2,7 трлн руб. в первую очередь, автомобильной. Деньги направят на поддержку спроса, льготный лизинг, автокредитование, «газомоторку». Почти 1,4 трлн руб. на поддержку производства автокомпонентной базы и отечественных производителей. В бюджете предусмотрены средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, развитие гражданского авиастроения, послепродажного обслуживания самолётов и разработку двигателей.
«Беспилотные авиационные системы – новый нацпроект. Учтены необходимые ресурсы на 2024 г. и на последующий период. Что это даст? Увеличим объем российского рынка беспилотников, запустим профессиональное образование в этой сфере», – объяснил Силуанов.
128 млрд руб. учтено на модернизацию станкостроения, создание головного центра компетенций на базе МГТУ «Станкин». 330 млрд руб. – на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области радиоэлектроники, создание собственной компонентной базы, шесть дизайн-центров и производственных площадок. В сфере судостроения учли финансы, необходимые для производства важных элементов оборудования и программы льготного лизинга.
Развитие инфраструктуры
К самым значимым дорожным объектам Силуанов отнес трассу «Джубга – Сочи», новые участки автодорог Казань – Екатеринбург, М-12, Краснодар – Славянск – Темрюк. Предусматривается обновление наземного электрического транспорта: планируется закупить электротранспорт для 10 российских городов.
В 2024 г. 27,4 млрд руб. направят на развитие региональных аэропортов, планируется реконструировать и отремонтировать 32 взлетные полосы, 20 вспомогательных объектов в Махачкале, Петропавловске-Камчатском, Новосибирске, Грозном. Также в планах – обновление водного транспорта в портах Геленджика, Поронайска, Петропавловск-Камчатского.
Макропрогноз
Министр экономического развития Максим Решетников дал прогноз социально-экономического развития на 2024 г. и плановый период 2025 и 2026 гг.
По словам Решетникова, по сравнению с апрельскими сценарием, прогноз на 2024–2026 гг. существенно улучшился.
«В 2023 г. мы ожидаем рост ВВП на уровне 2,8%. В 2024 г. рост ВВП составит 2,3 п.п. Считаем, что текущий бюджетный и кредитный импульс перейдет и на следующий год, но заложенный в итоговую оценку темп, конечно, ниже, чем был бы без текущего ужесточения денежно-кредитной политики», – отметил министр.
В дальнейшем прогноз роста составит чуть более 2% в год. ВВП в 2024 г. составит 180 трлн руб., в 2025 г. – более 190 трлн руб., в 2026 г. – более 202 трлн руб.
«Это больше того, что было заложено в сценарных условиях, в среднем на 9 трлн руб. ежегодно», – подчеркнул Решетников.
Цена на нефть марки Brent в 2023 г. предположительно составит $83,5 за баррель. В 2025 г. показатель вырастет до $85 за баррель, а к 2026 г. – снизится до $76. Экспортные цены на российскую нефть будут держаться на уровне $70 за баррель. Решетников подчеркнул, что эта оценка довольно консервативна – сейчас цены в рублях выше прогнозных примерно на 20%.
Торговый баланс в 2023 г. составит $145 млрд, что соответствует уровню 2020–2021 гг. В дальнейшем он продолжит рост: восстановление обеспечивается опережающим ростом экспорта при более сдержанном росте импорта.
Ожидается, что к концу 2023 г. рубль укрепится на отметке 94 руб./$, в 2024–2026 гг. – на уровне 90-92 руб./$. Предположительно, рост инфляции к концу 2024 г. замедлится до 4,5%, а в 2025 г. выйдет на уровень 4%.
В первом полугодии 2023 г. рост инвестиций составил 7,6%. По итогам года рост показателя ожидается на уровне 6%. В 2024–2026 гг. рост инвестиций в основной капитал в среднем закрепится на уровне до 3% в год. Рост инвестиционной активности позволит удовлетворять растущий потребительский спрос за счет роста реальных денежных доходов. В 2023 г. он составит 4% за счет роста заработных плат на 6,2%, далее – 2,8% в год. Уровень безработицы сохранится на отметке 3,1% на все три года.
«Решения по индексации тарифов, заложенные в прогнозе, согласованы со всеми отраслевыми министерствами и ведомствами», – отметил Решетников.
Среди внешних рисков министр отметил замедление мировой экономики, которое может негативно повлиять на ситуацию на российском рынке. Внутренние риски связаны прежде всего с дефицитом кадров.