Когда в 1896 году возник вопрос о праздновании 200-летия Российского флота, император Николай II отклонил предложение отметить юбилей по причине отсутствия подлинных документов, подтверждающих точную дату рождения регулярного флота России. Однако ни у кого не вызывал сомнения тот факт, что рождение Российского флота связано с именем Петра Великого, хотя мореходство на Руси развивалось и до Петра I.
В октябре 1696 года Боярская дума заявила: «Морским судам быть!» С тех пор уже более трёх веков флот стоит на страже интересов России. В 1720 году при подписании первого «Устава морского» Пётр I отметил, что флот «дело необходимое и нужное Государству» и «что всякий Потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет!». Именно благодаря деятельности Петра I Россия стала великой морской державой. В послепетровские времена Российский флот не раз переживал и взлёты, и падения, но всякий раз его паруса наполнялись полным ветром.
Как ни парадоксально, но развитие нашего флота зачастую зависело и зависит не от объективных обстоятельств, а от личностей лидеров государства и адмиралов, стоящих во главе ВМФ. Это подтверждается ходом более чем трёхвековой истории. Очевидно, что 1960—1980-е годы были «золотым веком» отечественного флота, когда в море ежедневно находи-лось не менее 150—170 вымпелов. В этом была заслуга выдающегося флотоводца Адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова, ученика и последователя другого талантливого флотоводца Адмирала Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова. Именно Кузнецов стал инициатором празднования Дня флота, который мы сегодня отмечаем в 83-й раз. 22 июня 1939 года по предложению Наркома ВМФ было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) об установлении и праздновании Дня Военно-Морского Флота СССР в каждое последнее воскресенье июля. Н.Г. Кузнецов и С.Г. Горшков были государственными людьми, ибо ВМФ — не только вид Вооружённых Сил, но и один из государственных институтов.
Каждый профессиональный праздник — это не только парады и банкеты, но и подведение итогов в развитии флота. Если честно, то флот сегодня переживает времена, подобные тем, какие он переживал в начале ХIХ века (император Александр I не любил флот. — В.К.). О положении тогдашнего флота граф Воронцов писал так (1802 год): «О худом состоянии флота и кораблей и дурном их снаряжении не надобно другого доказательства, как то, что в нынешнее лето флот принуждены были держать в гаванях; не только в море, но и на рейды его не вывели, когда англичане в водах наших разъезжали. Лучше соразмерное число кораблей иметь, но чтобы они всем нужным снабжены были…»
Эту задачу мы вынуждены решать и сегодня. Не количество, а качество — задача сегодняшнего дня во всех видах Вооружённых сил, в том числе и в ВМФ.
Обыватель может возразить мне на негатив, восхищённый дальними походами наших кораблей, но надо понять: это пиар правительства и «лебединая песня» кораблей, доставшихся нам в наследство от Советского ВМФ. Флот, не получающий в достаточном количестве новых кораблей, умирает. Это истина.
В небольшой газетной статье трудно осветить все вопросы и проблемы нынешнего ВМФ. Но надо отметить: у нас не решены вопросы ни количества (за многие годы не спущен ни один многотоннажный корабль, кроме атомных подводных лодок. — В.К.), ни качества — кроме ракет «Калибр», нет ничего достойного.
И самое главное: у нас отсутствует утверждённая судостроительная программа. А те спонтанные обещания, как то: «разработана стратегия развития судостроения до 2030 года», «до … года Российский флот должен получить 4 подводных лодки…» и прочее — эти обещания в любой момент могут быть забыты или отменены. Так же, как не был выполнен ни один пункт «Основ политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года», утверждённых указом президента ещё 4 марта 2000 года.
Если этим документом предусматривалось усиление централизованного управления военно-морской деятельности в обеспечении интересов обороны и безопасности России и её союзников на океанских и морских направлениях, укрепление и развитие ВМФ как вида Вооружённых сил, то на практике происходило всё наоборот. Иначе как можно назвать подчинение флотов так называемым Направлениям или военным округам, ползучее уменьшение роли ЦКП ВМФ (центральный командный пункт) в управлении силами флотов и в дальнейшем полная его ликвидация? До сих пор не снят с рассмотрения вопрос о ликвидации Главкомата ВМФ и преобразовании его в департамент Военно-морского флота при министерстве обороны. А это означает, что флот теряет самостоятельность и становится придатком к папахам бездарных генералов. Не ведёт ли это к отказу вообще от флота? О какой великой морской державе мы можем говорить в такой обстановке? Флот всегда выполнял свой долг перед Родиной, и его всегда любил наш народ, это должны помнить и учитывать наши политики!