Начнём с цитаты из опубликованного вчера Политического отчёта Центрального Комитета КПРФ XIX съезду партии: «Для патриотизма нет ничего опаснее, чем попытка одеть великую русскую культуру в изношенные лапти и разодранную полотняную рубаху». Но именно о такой попытке подумалось, когда нам попалось на глаза недавнее интервью ТАСС главы Росмолодёжи Григория Гурова.
Начнём с того, чем могла бы заниматься сегодня Росмолодёжь. Это, например, вопросы профориентации молодых граждан страны в интересах развития её экономики, а главное — гарантия им первого рабочего места, о чём уже давно говорит КПРФ. Или проблема обеспечения жильём молодых семей с детьми, которая в сегодняшних реалиях для них в большинстве случаев нерешаема. Наконец, можно обратить внимание и на то, что молодые люди всё чаще становятся жертвами манипуляции враждебных сил, которые заставляют их совершать настоящие теракты. Вообще, больных проблем, затрагивающих молодёжь, — масса.
Господин Гуров, однако, озаботился другим. Россияне, по его мнению, непатриотично одеваются. Ходят в иностранной одежде с чужими названиями и даже с чужими флагами. «Мы хотим поймать наш особый код в одежде, — вещал для ТАСС чиновник. — Вот вы сидите в худи. Что это? Это явно не национальная русская одежда», — попенял журналисту Гуров. Сам оратор при этом красовался перед камерой в костюмчике европейского покроя, и у нас есть сомнения, что его пошили на фабрике «Большевичка».
«А какой код должен быть наш?» — размышлял глава Росмолодёжи и заметил, что «наши идеологические враги» активно используют тему одежды (имеется в виду, очевидно, истерика с вышиванками на Украине). «А мы этого почему-то побаиваемся», — посетовал Гуров.
А где будут пределы дозволенного в одежде? Можно ли носить кофту, привезённую, например, с чемпионата мира по футболу в другой стране? Или сувенирную кепку с гербом города, в котором побывал в турпоездке? Или за такое будут вносить в реестр иноагентов?
Тут можно сказать многое. И что российский чиновник находит очень странные примеры для подражания. И задаться вопросом, каким небожителем он себя ощущает, если собирается объяснять обществу, во что можно одеваться, а во что нет.
Но лучше посмотреть на корни проблемы. А они — в перестроечных и постперестроечных временах. Тогда другие гуровы навязали обществу мнение, что всё отечественное, включая одежду, — это плохо, а всё импортное — хорошо. И в «лихие 90-е» вполне можно было увидеть на улице человека в футболке не то что с Микки-Маусом, а с характерной звездой и надписью, к примеру: шериф такого-то округа штата Техас. Давайте представим себе персонажа в Техасе с футболкой «Отдел полиции по городскому округу Лосино-Петровский». Бред? Да, конечно, причём как в первом, так и во втором случае. Но ведь навязали же людям при Ельцине мнение, что первое — это «круто»!
А что изменилось сегодня? Какой пример обществу, особенно молодым парням и девчонкам, подаёт российская «элита», которая и сейчас, в период санкций, покупает в ЦУМе шмотки и аксессуары западных брендов за шестизначные и более суммы? А потом хвалится этим барахлом по ТВ и в соцсетях.
Далее. Если всерьёз заняться отечественным дресс-кодом, то где будут разрабатываться модели, а главное — где производиться? В СССР лёгкая промышленность давала почти 12% общего объёма производства, а в «тучные» 2000-е её доля в РФ скатилась до менее 1,5%. Страна сегодня одеть себя не может — это факт. Наденем косоворотки с триколором, сшитые в Бангладеш? И будем горды, как президент Трамп: в бейсболке с надписью «Сделаем Америку снова великой», на бирке которой написано «Сделано в Китае».
Такие «генераторы идей» во власти, по нашему мнению, появляются от неумения и нежелания заниматься реальными проблемами страны и общества. Вместо этого есть имитация бурной деятельности, под которую нас готовы превратить в тот самый карикатурный образ русского, который давно рисует западная пропаганда: мужик в треухе и зипуне, который по улице ведёт за верёвочку медведя и пьёт водку из валенка.