21 января — день памяти Владимира Ильича Ленина. Такой по праву стала эта календарная дата, когда 101 год назад страна и мир прощались с величайшим сыном нашего Отечества. Однако полный масштаб памяти о нём, вожде трудящихся и создателе первого на планете Советского государства, конечно же, измеряется не днями и даже не годами. Он — на века, навсегда!
Мы сверяем жизнь свою и дела по Ленину. Главной остаётся ленинская тема и на страницах газеты, созданной им. Сегодня публикуем одно из множества обращений в нашу редакцию, свидетельствующих о безусловной и насущной актуальности богатейшего идейного наследия, завещанного В.И. Лениным нынешним и грядущим поколениям.
Уважаемая редакция «Правды»! Хочу сообщить вам, что публикации нашей главной партийной газеты нередко становятся поводом для обсуждения у нас, в региональном отделении КПРФ. Участвуют в этом очень активно не только коммунисты, но и сторонники партии. Разговор, как правило, получается интересный, содержательный и актуальный. Так что спасибо вам от всех нас!
Вот и статья Виктора Кожемяко на ленинскую тему «Что это ныне значит — учиться коммунизму?», напечатанная в №99 «Правды» за 2024 год, привлекла всеобщее наше внимание.
Перепечатанная в республиканской газете КПРФ «Чебоксарская правда», она по предложениям многих товарищей стала предметом заинтересованного обсуждения на очередном занятии популярного чебоксарского политического клуба «Возрождение».
Этот политический клуб унаследовал традиции партийного теоретического семинара, который много лет вёл человек-легенда — профессор, бывший проректор Чувашского государственного университета Владимир Александрович Щедрин, ставший в далёком 1962 году в возрасте 25 лет деканом электротехнического факультета Чебоксарского филиала Московского энергетического института и положивший начало подготовке на чувашской земле специалистов энерготехнической промышленности.
Теперь занятия в клубе «Возрождение» ведут активисты РУСО — второй секретарь Чебоксарского горкома партии, кандидат экономических наук, профессор Юрий Гаврилович Никифоров, кандидаты исторических наук Елена Васильевна Сухова, Алексей Николаевич Радиченко и другие специалисты. Недавно здесь с интереснейшим рассказом о судьбе Крыма в российской истории от крещения Руси до наших дней выступил доцент ЧГУ Сергей Николаевич Кодыбайкин. Кроме того, клуб дружит с марийскими товарищами — учёными во главе с одним из лидеров местных коммунистов, профессором философии Марийского гос-университета Александром Витальевичем Маслихиным. Совместно с ними проводились научные конференции, в том числе посвящённые 225-летию А.С. Пушкина, 120-летию Дэн Сяопина, а также Ленинские и Сталинские чтения.
Посылаю вам заметки А.Н. Радиченко, написанные им на основе состоявшегося обсуждения важнейшего материала «Правды» на ленинскую тему.
З.Г. СЮТРУКОВА, ветеран КПРФ.
г. Чебоксары.
Мы пришли к выводу, что назрела проблема организационно-политического укрепления нашей партии во всех её звеньях, сверху донизу. А особенно в звене местных и первичных отделений, которые далеко не всегда и не везде проявляют ту деловитость и боевитость, необходимость которых диктуется предельно напряжённой сегодняшней политической обстановкой. Вот почему думается, что именно эта проблема должна быть в центре внимания не только предстоящего XIX съезда КПРФ, но и в самое ближайшее время — специально посвящённого ей пленума ЦК.
Как ставил вопрос В.И. Ленин, трактуя понятие «Учиться коммунизму»? Прежде всего он непримиримо выступил против пренебрежительного отношения к теории, подчёркивая ещё в 1902 году в своей основополагающей концептуальной работе «Что делать?»: «Роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией». Там же Ленин подчёркивал факт непримиримой борьбы социалистической и буржуазной идеологий. Он писал: «Вопрос стоит только так: буржуазия или социалистическая. Середины тут нет (ибо никакой «третьей» идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или неклассовой идеологии). Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от неё означает тем самым усиление идеологии «буржуазной».
Развенчал Владимир Ильич и пустозвонную, коварно-обманчивую фразу о «свободе критики» — ту самую, с которой под прикрытием Горбачёва антикоммунисты повели в конце 1980-х годов шумную, крикливую атаку против теории и практики реального социализма. А ведь Ленин подчеркнул ещё когда: «Ясно, что «свобода критики» есть свобода оппортунистического направления в социал-демократии»... свобода внедрения в социализм буржуазных идей и буржуазных элементов. Свобода — великое слово, но под знаменем свободы промышленности велись самые разбойничьи войны, под знаменем свободы труда — грабили трудящихся. Такая же внутренняя фальшь заключается в современном употреблении слова «свобода критики». А современные выкрикивания «Да здравствует свобода критики!» слишком напоминают басню о пустой бочке».
Невозможно представить себе более сильную и точную характеристику гнусного горбачёвского «плюрализма», под прикрытием которого «мальчиши-плохиши» разрушили и мощную партию, и великую державу!
У Ленина учимся мы и нетерпимости к разгильдяйству мысли, верхоглядству, легкомысленному, начётническому восприятию коммунистических лозунгов, что приводит к такому позорному явлению, которое Ленин считал худшим врагом коммунизма и называл «комчванством». Сталин его же назвал синдромом «головокружения от успехов», а октябрьский (1964) Пленум ЦК КПСС дал наименование «субъективизм и волюнтаризм».
Ленин предупреждал нас: «Если бы только изучение коммунизма заключалось в усвоении того, что изложено в коммунистических трудах, книжках и брошюрах, то тогда слишком легко мы могли бы получить коммунистических начётчиков или хвастунов, а это сплошь и рядом приносило бы нам вред и ущерб, так как эти люди, научившись и начитавшись того, что изложено в коммунистических книгах и брошюрах, оказались бы не умеющими соединить все эти знания и не сумели бы действовать так, как того действительно коммунизм требует». Учиться коммунизму — это, по Ленину, означает учиться нашему главному делу, учиться истинной деловитости!
Наконец, Ленин требовал познания теории коммунизма путём познания истории партии и международного коммунистического и социалистического движения, а также извлечения из этого познания соответствующих выводов и уроков. Он сам выступил одним из первых историков созданной им же партии, дал строгий научный очерк истории партии большевиков и международного коммунистического движения в работах «Крах II Интернационала», «Пролетарская революция и ренегат Каутский» и особенно «Детская болезнь «левизны» в коммунизме».
О международном значении уникального исторического опыта партии большевиков Ленин сказал в докладе на IX Всероссийском съезде Советов 22 декабря 1921 года:
«Дорога наша верная, ибо это — дорога, к которой рано или поздно неминуемо придут и остальные страны... Величайшим достоинством было то, что в области политической и военной мы сделали всемирно-исторический шаг, который вошёл в историю как смена двух эпох».
Тогда же (1 декабря 1921 г.) Ленин поручил Бухарину составить краткий очерк истории РКП(б) с момента её зарождения и приложил к этому поручению подробный план-проспект этого очерка (Полн. собр. соч. Изд. 5-е., т. 44., с. 263—265). Бухарин поручение выполнил. А позже Сталин создал знаменитый «Краткий курс истории ВКП(б)» с включением теоретического философского очерка «О диалектическом и историческом материализме». Сам Сталин в лекции «Об основах ленинизма» снова напомнил фундаментальный ленинский тезис о роли передового борца, которую может выполнить только партия, руководимая передовой теорией. И при этом счёл необходимым ещё добавить: «Теперь, когда предсказание Ленина о роли нашей партии уже претворилось в жизнь, это положение Ленина приобретает особую силу и особое значение, недооценка или принижение роли теории в революционной борьбе есть логическая основа всякого оппортунизма». Вот так ставили вопрос Ленин и Сталин!
К чему привёл на определённом этапе фактический, хотя и негласный, ползучий отход от этого тезиса? На самом деле — к торжеству оппортунизма в его наиболее извращённом, самом зловредном обличье, к так называемому еврокоммунизму. Под лозунгами «классового сотрудничества», «конвергенции», «плюрализма» и т.п. оказались не только загнанными в гроб самые влиятельные в недавнем прошлом компартии Западной Европы — французская, итальянская, испанская. Кризис постиг и коммунистов Венгрии, а особенно в Чехословакии. Исподволь, незаметно готовился инкубатор кадрового резерва для ревизионистского перерождения коммунистической доктрины в СССР и других восточноевропейских социалистических странах. Парадигма «еврокоммунизма» послужила теоретической и методологической основой горбачёвского ренегатства, получившего законченный вид на архипозорном «XXVIII съезде КПСС».
Конечно, находились люди, видевшие надвигающуюся опасность. Ударным оружием борьбы против ревизионизма служили могучие труды академика С.П. Трапезникова, Р.И. Косолапова и других верных рыцарей марксистской общественной мысли. Набатом предостережения прозвучали острополемические романы и повести Анатолия Иванова «Вечный зов», Всеволода Кочетова «Чего же ты хочешь?», Ивана Ефремова «Час Быка», Ивана Шевцова «Тля» и «Любовь и ненависть», Виктора Иванова «Судный день», Валентина Распутина «Пожар», Александра Проханова «Шестьсот лет после битвы» и «Ангел пролетел», Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» и «Плаха», Василия Белова «Всё впереди». Лучшие умы эпохи взывали к нашему коллективному разуму, к нашей соборной чести и верности.
В 1979 году в докладе «Идеологическая диверсия — отравленное оружие империализма» Ю.В. Андропов охарактеризовал качественное своеобразие классовой борьбы в мире с наступлением новой эпохи, при существенно изменившемся соотношении сил капитализма и социализма. Отметив безрезультатность и даже контрпродуктивность неоднократно предпринятых врагами попыток уничтожить социализм войной или удушить петлёй экономических санкций, Андропов сказал: «В новых, изменившихся условиях империалистические круги пытаются «добиться» прежних целей с помощью подрыва социализма изнутри, используя разные рычаги, в том числе и идеологическую диверсию. Именно она стала теперь у этих господ и их наёмников одним из важнейших средств борьбы против советского строя».
Так на определённом этапе было подвергнуто деформации наше общественное сознание. Ослепили людей миражами фальшивых приоритетов, призрачных, иллюзорных ценностей. Что называется, на дурака не нужен нож, ему с три короба наврёшь — и делай с ним, что хошь. Нас, как социум, из-за возобладания в массовом сознании политической наивности, дурных иллюзий, пренебрежения к азам политической теории, недостатка желания по-настоящему учиться коммунизму и в самом деле взяли тремя коробами вранья. И ведь почему? Потому что на определённом этапе мы позволили себе недопустимую, безответственную роскошь: развесить уши, дабы на них удобнее было вешать лапшу.
Вот тогда, словно стервятник на поле битвы, явился Горбачёв. На Пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 года он объявил курс на ускорение социально-экономического развития страны через научно-техническую модернизацию народного хозяйства и совершенствование механизма управления им. Мысль действительно очень привлекательная. А ведь о тайных шашнях Горбачёва и Яковлева тогда почти никто ничего не знал. Перечитайте-ка ещё раз повнимательнее программный доклад Горбачёва на этом Пленуме. Против чего тут можно всерьёз возразить? И партия, и народ поверили Горбачёву. Поддерживали его до тех пор, пока не убедились, что на самом-то деле он ведёт страну совсем в ином направлении — к пропасти.
Подвиг обличения антинародной и гнилой антикоммунистической сущности «перестройки» совершили истинные коммунисты и патриоты. Знаковые вехи этого подвига — статья Нины Андреевой «Не могу поступаться принципами»: выступления убеждённых сторонников социалистического пути в будущее на ХIХ Всесоюзной конференции КПСС в 1988 году, открытое письмо Г.А. Зюганова «Архитектор у развалин», знаменитое «Слово к народу». Альтернативой позорному «ХХVIII съезду КПСС», где тон задавали ревизионисты-двурушники и где был принят вариант Программы партии, полностью порывавший с движением к коммунизму, стал Учредительный съезд КП РСФСР, завершивший объединение здоровых сил партии.
Что всё это значит для нас? Стало быть, учиться коммунизму — это в первую очередь глубже усваивать и теорию научного коммунизма, и исторический опыт социалистического, коммунистического строительства — отечественный и зарубежный.
Из-за чего потерпели мы временное поражение? Конечно, в первую очередь — из-за той самой «толерантности» к ревизионистским извращениям марксизма-ленинизма и их омерзительным носителям. Из-за того, что позволили себе пренебречь ленинским принципом: «Между буржуазной и социалистической идеологией середины нет, а «третий путь» — бессмысленная и бессодержательная химера».
Чего нам не хватило? Принципиальности, последовательности, твёрдости, нетерпимости к классово чуждым влияниям. Все сражения — и военные, и тем более политические — выигрывает вовсе не обязательно сильнейший, но обязательно — самый решительный, самый пассионарный, самый беспощадный, самый готовый во что бы то ни стало идти только вперёд, до победного конца. Как сказал Ленин, «руководить трудящимися и эксплуатируемыми массами может только класс, без колебаний идущий по своему пути, не падающий духом и не впадающий в отчаяние на самых тяжёлых и опасных переходах. Нам истерические порывы не нужны. Нам нужна мерная поступь железных батальонов пролетариата».
Вот фундаментальная истина, которую следует крепко-накрепко запомнить и принять руководством к действию раз и навсегда. Теперь уже очевидно, что единственный путь к возрождению великой России — социалистический. А он ведёт только через мобилизационную экономику. Но, как показывает наш исторический опыт, мобилизационная экономика может работать только при условии предельной консолидации, предельного напряжения соборной роли общества. Значит, требуются максимальное организационно-политическое укрепление нашей партии в каждом звене, всемерное повышение её общественного влияния.
Важнейший аспект принципа «Учиться коммунизму» требует учиться участвовать в управлении государством. Ведь приближение коммунизма означает постепенную трансформацию государства в классическом смысле в систему общественного самоуправления и, стало быть, всё более широкое и активное вовлечение каждого гражданина в непосредственное участие в управление делами общества и государства. Вот это и есть истинная демократия.
Буквально перед Октябрьской революцией Ленин посвятил этой проблеме свою знаменитую статью «Удержат ли большевики государственную власть?». Эта работа была уже тогда подвергнута особенно безудержному извращению разномастными фальсификаторами, приписывающими Ленину намерение поручить управление государством совершенно не подготовленным к этому «кухаркам».
Но что на самом деле предлагает Ленин? А вот что: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную «ежедневную» работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами, и чтобы начато оно было немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».
Ленин в октябре 1917 года ставил эту задачу в плоскости будущего. Не будем забывать, что большинство рабочих, крестьян, солдат, матросов были тогда безграмотными, что, естественно, затрудняло их участие в процессе управления государством. Это препятствие существенными усилиями большевикам удалось ликвидировать.
Но что мы видим теперь? Грамотные вроде бы люди не считают для себя обязательным даже участвовать в выборах. Отлынивают! И бормочут в утешение себе под нос жалкие слова: нас, дескать, всё равно никто не слушает.
Вспоминаю девяносто третий год. Я был тогда редактором газеты на Чебоксарском хлопчатобумажном комбинате. Там работали 20 тысяч человек. Многие были настроены бойкотировать выборы в первую Думу: ведь они действительно были на крови. И приходилось терпеливо разъяснять торопыжкам: вы что же, хотите вот так просто подарить Думу одним ельцинистам? Потому что уж они-то придут на выборы все до одного.
Тогда вместе нам, коммунистам и комсомольцам, удалось преодолеть незрелые, заполошные суждения. Итог известен: мы получили нормальную, работоспособную Думу с хорошей партийной фракцией коммунистов и аграриев. А вслед за ней был сформирован «красный пояс». Разве не достойный урок это нам сегодняшним?
Во всём решающий фактор — пример самих коммунистов. На нас постоянно смотрят тысячи внимательных, строгих глаз. По каждому из нас, по делам нашим, поведению нашему судят о партии. Подготовлена задача удвоения рядов партии. Эту проблему мы тоже обсуждали на занятии клуба «Возрождение», посвящённом столетию Ленинского призыва 1924 года и его политическим урокам. И пришли к единственному выводу: качество, чистота партийных рядов не должны отставать от количества! Казус иуды Воронёнкова неужели нас ничему не научил?! Нам не нужны «мёртвые души». Каждая местная, первичная организация должна стать боевым звеном партии, каждый коммунист — политическим бойцом.
Да, кандидат из нас должен непрерывно работать над собой. А дело местного, первичного партийного отделения — добиться, чтобы буквально ни одного коммуниста не оставалось вне системы партийного контроля, политического образования и самообразования. Ленин ставил вопрос так: каждый член партии ответствен за партию, и партия ответственна за каждого своего члена. Вселенской мерой требовательности должны мы мерить эту ответственность. Стоит ввести в Устав КПРФ норму об обязательном ежегодном отчёте каждого члена партии перед собранием того партийного отделения, в котором он состоит на учёте, о выполнении требований Устава и Программы КПРФ, своих партийных поручений. А члены выборных руководящих партийных органов должны отчитываться перед пленумами или бюро соответствующих комитетов.
С ленинских времён присутствовала в партийном Уставе норма об ответственности рекомендующих членов партии за доброкачественность и добросовестность рекомендаций и об их обязанности помогать рекомендованным молодым коммунистам в политическом росте, быть их идейными наставниками. Была оправдана жизнью эта норма, но исключена из Устава на всё том же недоброй памяти ревизионистском «ХХVIII съезде КПСС». И до сих пор не восстановлена! Предлагаю включить соответствующее положение в наш Устав. Прошу рассматривать это предложение как моё официальное обращение коммуниста к XIX съезду КПРФ.
Комсомол с первых дней своей истории всегда был основным резервом и помощником Коммунистической партии, что было закреплено в Уставах и партии, и комсомола. Львиная доля пополнения партийных рядов всегда черпалась из комсомола. И теперь читаем в Уставе КПРФ об их взаимоотношениях. Но насколько это реализуется на практике?
Комсомольское пополнение могло бы реально омолодить партию свежими силами нового поколения, влить в её жилы свежую, горячую, яростную кровь. Однако сегодня на 160—170 тысяч членов КПРФ имеем около 24 тысяч комсомольцев. Этого, конечно же, недостаточно! В 1918 году на I съезде РКСМ было представлено тоже 22 тысячи комсомольцев. Но уже через два года, на III съезде РКСМ, где с речью выступил Ленин, — в 22 раза больше: 440 тысяч!
А ведь шла Гражданская война. Комсомольцы воевали. Вступление в комсомол означало реальный риск жизнью.
Сегодня комсомольцы жизнью не рискуют, но рост рядов комсомола идёт недопустимо медленно. Есть целые районы, муниципальные округа, где нет ни одного комсомольца. Да и там, где они есть, часто выполняют функцию не боевых молодёжных отрядов партии, а, как говорится, находятся на подхвате. И не одни они сами в этом виноваты. Партийные комитеты явно не уделяют им должного внимания — вот в чём суть!
Почти все комсомольцы сосредоточены главным образом в областных центрах, столицах республик, крупных городах. Четырежды за последние 20 лет проблемы молодёжной политики обсуждались на пленумах ЦК КПРФ. Но дело движется вперёд медленно. Сегодня молодёжь плохо знает историю комсомола. На встречах, форумах, посвящённых юбилеям комсомола, присутствуют главным образом его ветераны. Прекрасный повод вспомнить о героических делах и свершениях комсомола был в 2024 году: 100-летие присвоения комсомолу имени Ленина. Раньше, в пору нашей юности, такие юбилеи широко отмечались. Молодые передовики производства и комсомольско-молодёжные коллективы в честь их принимали, выполняли и перевыполняли повышенные социалистические обязательства. Юбилеям были посвящены научные форумы по проблемам молодёжи и молодёжной политики, культурно-образовательные программы и конкурсы, встречи с ветеранами комсомола, а тогда ещё живы были самые первые комсомольцы, я хорошо помню это…
Многие тысячи лучших комсомольцев и ветеранов комсомола были награждены знаками ЦК ВЛКСМ «50 лет с именем Ленина» и «60 лет с именем Ленина», которые просто так не давали, такую награду надо было заслужить. А 27 апреля 1974 года заключительное заседание XVII съезда ВЛКСМ тоже было посвящено именно этой знаменательной дате. Там выступили самые доблестные, можно сказать — легендарные, представители всех комсомольских поколений. И прямо оттуда комсомольцы-добровольцы отправились на строительство БАМа. Так же торжественно провожали их и на КамАЗ, в Нечерноземье, на нефтегазовые месторождения Западной Сибири. И ещё по многим другим знаменательным адресам.
Так училось коммунизму поколение комсомольцев шестидесятых — восьмидесятых годов ХХ века. Те, которые пели: «Постой, постой! — Ты комсомолец? Да! — Давай не расставаться никогда! На белом свете парня лучше нет, чем комсомол шестидесятых лет!» Те, чьим гимном были — и остаются по сию пору! — поистине гениальные песни Пахмутовой и Добронравова.
Таким солнцем озарена была юность наша!
А что же теперь? Столетие величайшего события в истории комсомола — присвоения ему великого имени Ленина — прошло, к стыду нашему, почти не замеченным. Равным образом, как и полувековой юбилей эпопеи подъёма Нечерноземья. Очень хорошо, конечно, что в 2024 году вспомнили мы заслуженным добрым словом юбилей двух великих мегапроектов, преобразивших советскую экономику и утвердивших ценности советского образа жизни, — освоение целины и сооружение БАМа. Но ведь подвиг преобразователей Нечерноземья вполне под стать подвигу их отцов и матерей — покорителей целины! А плодами трудов тех, кто осваивал углеводородные недра Западной Сибири в прошлом столетии, Россия во многом живёт уже более полувека. Эти ресурсы занимают важнейшее место в энергетическом и экспортном балансе России сегодня, и будут занимать ещё многие годы.
Так почему же не вспомнить таким же добрым словом, как подвиг целинников и бамовцев, и подвиг добытчиков сибирской нефти и газа, преобразователей Нечерноземья? Мы вправе ожидать от наших историков, экономистов, философов, обществоведов новых добротных научных монографий и диссертаций, которые осмыслят историю этих подвигов с позиций вершин современного научного познания, сделают его достоянием общественного мнения и прекрасным примером будущим поколениям — навсегда!
И, конечно, необходимо срочно вернуть в школьную программу «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Тимура и его команду» Аркадия Гайдара, «Молодую гвардию» и «Разгром» Александра Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, «Сына полка» Валентина Катаева. И не только эти, но и другие произведения, на которых молодёжь наша будет учиться коммунизму.
Требуется гораздо больше конкретного внимания политическому обучению молодёжи! Смотрите: на III съезде Ленин и на VIII съезде комсомола Сталин выступили с программными речами, вдохновившими комсомол и определившими вектор его действий на многие годы вперёд. На комсомольских форумах выступали, к комсомольцам выходили Луначарский, Дзержинский, Киров, Жданов и другие самые авторитетные руководители партии. Надо, чтобы и сегодня по примеру прошлого в каждом региональном и местном комитете КПРФ один из секретарей конкретно отвечал за молодёжную политику и связь с комсомолом, а состояние этой работы вошло в число важнейших критериев оценки качества работы каждого партийного комитета. Думается также, что настало время организовать целевую политическую и деловую учёбу комсомольского актива. В Центре политической учёбы следует изыскать возможности и формы такой учёбы на местах, с учётом местных условий и опыта Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, комсомольских семинаров советского времени.
Особый спрос — с партийных работников, секретарей. Ленин требовал «как можно осторожнее и терпеливее испытывать и распознавать настоящих организаторов, людей с трезвым умом и с практической смёткой, людей, соединяющих преданность социализму с уменьем без шума (и вопреки суматохе и шуму) налаживать крепкую и дружную совместную работу большого количества людей… Только таких людей, после десятикратного испытания, надо, двигая их от простейших задач к труднейшим, выдвигать на ответственные посты руководителей...». Действительно, только такие люди достойны чести и права быть выдвинутыми на ответственную партийную работу! Только они, и никто, кроме них!
Но и этого мало. Мало одного желания. Учить коммунизму других способны, очевидно, только те, кто сам постоянно учится коммунизму. А учиться коммунизму сегодня означает овладевать в совершенстве современными эффективными навыками и умением, технологией политической, организаторской работы, преодолевать кустарничество. Надо активизировать теоретический поиск, осмысление опыта. Назрела необходимость проведения научных конференций с участием партийных обществоведов, с обменом мнениями и выработкой практических рекомендаций. Следует обобщить собственный исторический опыт нашей партии в новейших условиях борьбы за социализм и народовластие, создать «Краткий курс истории КПРФ», развернуть историко-партийные исследования. Важно обеспечить каждое местное партийное отделение новым 18-томным Собранием сочинений И.В. Сталина, пособиями и литературой по конкретным проблемам партийного строительства и массово-политической работы. Очень ценны в этом отношении теоретические работы Г.А. Зюганова. Большая польза будет, если систематизировать их в виде собрания сочинений начиная с 1980-х годов.
Подводя итоги обсуждения, участники нашего политзанятия по публикации «Правды» на ленинскую тему пришли к выводу, что повседневно и настойчиво учиться коммунизму обязан каждый из нас. И это значит учиться партийной чести, комсомольской чести — каждый день. Учиться коммунизму — значит наполнять наши умы и сердца мужеством и решимостью познавать правду, защищать правду, утверждать правду — каждый день. Учиться коммунизму — значит делом, конкретным делом утверждать коммунистические идеалы, приближать коммунизм каждый день.