Лишь 17% россиян положительно относятся к Единому государственному экзамену (ЕГЭ). Но его наши дети будут сдавать всё равно, причём теперь — больше.
Интернет-портал «Superjob», ориентированный на поиск работы, опубликовал данные свежего социологического исследования. Гражданам нашей страны был задан вопрос о том, как они относятся к ЕГЭ. Опрос проводился с 27 февраля по 6 марта нынешнего года. Результат стал вполне ожидаемым, но при этом он вряд ли скажется на государственной политике. Ведь в последние 30 лет при проведении той или иной реформы мнением людей интересоваться не принято.
ЕГЭ стал единственной формой выпускных экзаменов в школе в 2009 году. С тех пор он также является и доминирующей формой вступительных экзаменов в высшие учебные заведения. Лишь немногие из них, например МГУ, смогли добиться разрешения на проведение дополнительных вступительных испытаний (ДВИ). К ДВИ тоже есть вопросы, но сам факт их наличия является лишним подтверждением того, что ЕГЭ не доверяют.
Насколько сильно не доверяют? 63% россиян против этой формы итоговой аттестации. Даже среди людей моложе 34 лет, которые выросли в условиях этой системы и ничего другого не видели, сторонников ЕГЭ набралось лишь 23%. Если говорить об отношении людей старше 45 лет, которые застали советскую систему образования, то тут число противников экзамена-угадайки — 73%. А если взять отдельно самую заинтересованную категорию, то есть родителей учеников 10—11-х классов, то среди них показатель противников ЕГЭ наивысший: его отмены требуют 78%.
Вот вам и все итоги пятнадцатилетнего доминирования Единого госэкзамена: абсолютное большинство требует его отмены. Когда это сомнительное новшество вводилось, то граждан завлекали разными сказками про то, как это будет удобно, уничтожит коррупцию, создаст равные возможности для учеников, снимет с них стресс и прочее.
На практике получили противоположное. Во-первых, «новшество» было в значительной степени заимствовано из системы аттестации учеников в общественных школах США. Это самое низкокачественное образование в американской градации. Их ученики, как правило, не планируют потом идти в высшие учебные заведения, особенно престижные.
Во-вторых, коррупция осталась. Скандалы с фальшивыми «стобалльниками» происходят регулярно. «Отличники» ЕГЭ часто вылетают из вуза после первой сессии.
В-третьих, стресс не просто никуда не делся: ЕГЭ существенно его увеличил. Сама процедура экзамена с тотальной слежкой, досмотром, заполнением неудобных форм, куда ученики записывают ответы, создаёт стрессовую ситуацию. Причём теперь в стрессе не только ученики и их родители, но и учителя, особенно эксперты ЕГЭ — те, кто проверяет работы. Для них процедура проверки мало чем отличается: те же досмотры, тот же цейтнот. Работы они видят только в «неживом», то есть отсканированном виде. Нормы проверки очень жёсткие: порой у эксперта есть всего несколько минут на изучение ответов ученика. Неудивительно, что среди учителей положительно относится к ЕГЭ всего одна треть.
Да, за прошедшие полтора десятка лет ЕГЭ изменился, но его врождённые недостатки никуда не делись. Однако о его отмене речи нет, потому что вокруг этой системы выросло большое число бюрократических «кормушек», хозяева которых лоббируют свои интересы.
Поэтому ответ власти на запрос общества: больше ЕГЭ! Его мы услышали в недавнем Послании президента. Глава государства предложил разрешить выпускникам пересдать один из экзаменов — тот, по которому получен наихудший результат. И работа уже кипит: система образования готовится внедрить это новшество уже в текущем году.
Что «подарок» президента означает в сугубо практической плоскости? Число ЕГЭ, которые предстоит сдать нашим детям, фактически стало больше на один. Ведь очень многие вынуждены будут стараться улучшить свой результат. То есть ещё больше нервотрёпки для родителей и детей, ещё больше нагрузки на экспертов ЕГЭ, которым придётся проверять дополнительные работы. Короче, вам было мало? Вот ещё, кушайте, не испачкайтесь...