Послание президента Федеральному собранию стало по сути объявлением предвыборной программы Путина на предстоящих выборах. Попробуем проанализировать некоторые наиболее значимые его тезисы.
Нынешнее Послание стало самым длинным в российской истории. Путин затронул много актуальных вопросов, сказал много хороших и правильных слов, объявил о новых проектах модернизации во всех сферах экономики и о новых мерах материальной поддержки для всех-всех-всех — в общем, всё как положено в предвыборном выступлении.
При этом Путин назвал конкретные цифры дополнительных расходов, которые будут направлены на предлагаемые им проекты в ближайшие шесть лет. Теперь многие спорят, насколько реалистичны поставленные цели и насколько возможно всё это профинансировать в указанных объёмах.
По сути, единственный новый источник финансирования, объявленный в Послании, — это введение прогрессивной шкалы подоходного налога. Многие скажут: «Ну наконец-то! То, чего на протяжении двадцати с лишним лет так настойчиво добивались коммунисты, свершилось!» Однако я бы не стала спешить с таким выводом.
Ведь, строго говоря, у нас и сейчас действует прогрессивная шкала налогообложения. В ней есть две ставки налога: 13% для доходов до 5 млн рублей в год и 15% для доходов свыше этой суммы. Но разница между этими двумя ставками налога едва заметна, так что по сути это всё равно плоская шкала.
Говоря в Послании о введении прогрессивной шкалы подоходного налога, Путин использовал максимально мягкие и расплывчатые формулировки: «Нужно продумать более справедливое распределение налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие корпоративные и личные доходы. И, напротив, нужно снизить налоговую нагрузку на семьи, в том числе за счёт вычетов». То есть в отличие от большинства других объявленных в Послании проектов, где указана конкретика вплоть до сумм финансирования, здесь нет даже чёткой формулировки предлагаемой меры: президент предложил не «ввести прогрессивную шкалу», а «продумать» вопрос.
Конечно же, в каком-то виде прогрессивная шкала подоходного налога будет реализована, то есть поручение президента, если его воспринимать в буквальном смысле, будет выполнено. Но далеко не факт, что изменения шкалы в этот раз окажутся существенными. Вполне возможно, что нынешний тезис про прогрессивную шкалу подоходного налога — это просто предвыборная риторика и введение дифференцированных ставок не окажет значимого эффекта ни на распределение располагаемых доходов, ни на наполнение бюджета. И только когда мы увидим конкретные предложения по ставкам налогообложения, можно будет хоть как-то оценить, насколько значимым станет эффект от этой меры.
Поэтому на данный момент невозможно сказать ничего определённого на тему того, насколько реалистичны обещания президента в отношении сумм финансирования его предложений.
Отметим только один важный момент.
Все суммы и денежные параметры в Послании были указаны в номинале, поэтому на столь длительном временном промежутке реальные (с учётом инфляции) значения этих сумм и параметров остаются весьма неопределёнными. Даже если наша инфляция каким-то чудом выйдет на целевой ориентир 4% уже в 2024 году и продержится на этом уровне до 2030 года, то накопленная инфляция составит 26%, а значит, одна и та же сумма в 2030 году будет в реальном выражении на четверть меньше, чем в 2024-м.
Если же инфляция окажется выше, что весьма вероятно, то и обесценение всех сумм и денежных параметров окажется ещё намного значительнее, причём сейчас никак нельзя оценить, насколько именно. В стране, обложенной санкциями и ведущей масштабные боевые действия, прогнозировать уровень инфляции на шесть лет вперёд — задача неблагодарная. А значит, и указание конкретных сумм в номинале на столь длинном промежутке времени малоинформативно. Строя планы на столь длительное время, можно оперировать только натуральными параметрами и безразмерными величинами (долями, соотношениями).
Тем не менее информация о денежных суммах, которые президент предложил дополнительно выделить на те или иные направления, всё-таки даёт нам некоторую пищу для размышлений, позволяет понять реальные приоритеты государства. Поскольку в Послании были упомянуты все или почти все сферы жизни страны и везде было что-то предложено и обещано, то реальные приоритеты (кроме традиционного — на поддержку семей с детьми) выделить не так просто. В этом нам поможет сравнение соответствующих ассигнований — там, где они были объявлены.
Так, например, говоря о развитии технологического суверенитета, президент обещал пополнить Фонд развития промышленности на 300 млрд рублей. Кроме того, он обещал, что «за шесть лет дополнительно направим 120 миллиардов рублей на субсидии компаниям для проведения НИОКР, а также на расширение промышленной ипотеки».
Сравним эти суммы с расходами на поддержку застройщиков и банкиров через субсидируемую ипотеку. В Послании Путин объявил, что семейная ипотека (одна из двух основных программ на этом рынке) будет продолжена до 2030 года, причём с теми же параметрами. В какие суммы это обойдётся государству, в Послании сказано не было, но ранее были опубликованы оценки минфина, согласно которым продление массовой субсидируемой ипотеки обойдётся государству в триллион рублей дополнительных расходов только на ближайшие три года. Сумму на последующие за ними три года сейчас предсказать невозможно, так как она сильно зависит от уровня ключевой ставки, но можно точно сказать, что это будут многие сотни миллиардов.
Вот и сравнивайте: триллион лишь на первые три года на жилую ипотеку и 120 млрд на 6 лет на субсидии на промышленную ипотеку, да ещё и со всеми НИОКР впридачу. Разница примерно на порядок.
Отсюда можно сделать вывод, что, несмотря на все красивые слова в Послании о необходимости развития в России собственной промышленности, эта сфера (вне оборонного сектора) всё-таки не является основным приоритетом сегодняшней власти.