В свежем выпуске газеты «Правда» читайте очень интересное интервью журналиста Александра Дьяченко с учителем русского языка и права московской школы «Интеллектуал» Всеволодом Луховицким: «Учитель» против гнёта бюрократии».
Пожалуй, нет в России такой сферы, которая подвергалась бы столь усиленному и продолжительному по времени «реформированию», как средняя школа. Бесправность, униженность учителей стали обыденностью, уволить учителя за малейшее несогласие с вышестоящим начальством не составляет никакого труда.
— С момента вступления в действие «майских указов» 2012 года Владимира Путина прошло уже шесть лет, - рассказывает Всеволод Луховицкий, - но педагоги продолжают высказывать недовольство уровнем оплаты труда. С целью выполнения «майских указов» во многих школах произошло сокращение штатов и увеличение нагрузки на оставшихся работников. С 2014 года в системе среднего образования было сокращено около 78 тыс. человек. Совместно с Экспертным центром Конфедерации труда России (КТР) профсоюз «Учитель» провёл исследование, на основании которого подготовил доклад об актуальной ситуации в средней школе, мы также сформулировали предложения для законодателей и министерства образования РФ.
Новая система оплаты труда (НСОТ), введённая 1 декабря 2008 года, основана на принципах «оплаты за результат». Идея реформы заключалась в том, чтобы вместо Единой тарифной сетки, при которой зарплата учителя определялась в первую очередь его квалификацией и стажем, использовать новую систему, состоящую из стандартной базовой ставки за ведение уроков и стимулирующей части, зависящей от результатов работы учителя. В мировой практике такая система оплаты труда известна как «performance pay», или «оплата за результат». Она применяется далеко не везде. Например, в США к середине 1970-х годов количество школ, применяющих стимулирующие выплаты вместо тарифной сетки, уменьшилось вдвое и составляло лишь 5% от всех школ. Причиной отмены стимулирующих систем стал рост бюрократической работы и конфликтов между администрацией школ с одной стороны и учителями — с другой.
В наших условиях из-за бюджетных проблем регионов эта система сегодня функционирует в режиме «ручного управления». Размер финансирования образовательных учреждений непостоянен, школа может не получить даже те деньги, которые ей положены в рамках подушевого финансирования. Так что на практике размер вознаграждения «за результат» может быть урезан в любой момент. Подушевое финансирование школ оказалось ещё и непрозрачным, что позволяет манипулировать расходами на образование в соответствии с приоритетами региональных властей. В результате заработная плата учителей в разных регионах различается более чем в четыре раза. А установленные принципы нормирования рабочего времени и начисления заработных плат из-за нечётких формулировок в законодательных актах не позволяют учителям отстаивать свои права.
Полную версию интервью читайте в свежем выпуске «Правды»: http://gazeta-pravda.ru/issue/120-30763-1-noyabrya-2018-goda/uchitel-protiv-gnyeta-byurokratii/