В деревне Березянка Омского района живет более 400 человек. Не «умирающая». Из-за того, что расположена всего в 15 километрах по прямой от границы областного центра, численность населения тут даже растет. Многие не прочь иметь дом в деревне, растить детей на вольном воздухе, а работать в городе. Правда, «вольный воздух» оборачивается чисто деревенскими проблемами.
Социальная инфраструктура Березянки, построенная еще в те времена, когда деревня была отделением племзавода «Омский», находится, как говорится, на последнем издыхании. Племзавода, который раньше тянул всю общественную сферу, давно нет, а муниципальные власти не способны содержать социальные объекты в нормальном состоянии.
В 1987 году управляющий Березянковским отделением племзавода принял временное и достаточно спорное решение: разместить в строящемся полублагоустроенном доме и квартиру для фельдшера, и ФАП. Помещение ФАПа оказалось своеобразной «врезкой» между двумя квартирами. В дальнейшем предполагалось построить отдельное здание медпункта. Но случился 1991 год, и все планы рухнули. Как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное.
Фельдшер проработал в Березянке 35 лет. Он и его сосед приватизировали свои квартиры, а площади ФАПа оставались в собственности то ли муниципалитета, то ли государства, то ли вообще «бесхозяйным имуществом», как многие здания, построенные советскими сельхозпредприятиями и за 30 лет никем не принятые на баланс. Но все эти годы всех все удовлетворяло. В региональном министерстве здравоохранения напротив Березянки стояла «зелёная галочка» — «ФАП наличествует», соседи в экстренных случаях могли постучаться в ФАП в любое время суток, и фельдшер, хоть и с ворчанием, но помогал…
Но люди, в отличие от временных решений, не вечны, и в нынешнем году, уже в возрасте 78 лет, старый фельдшер вышел на пенсию. Ему на замену прислали медика — женщину, живущую в посёлке Омский, расположенном в 10 километрах от Березянки. Она приехала и обнаружила, что так называемый ФАП — это две комнатки без водопровода, канализации, с древним компьютером и практически не работающим телефоном. Причём, что показательно, к зданию, в котором расположен ФАП, водопровод подведён, и у соседей вода есть. Был кран и в ФАПе, но никто из чиновников не удосужился оформить это учреждение здравоохранения как абонента «Водоканала». В результате слесари ресурсоснабжающей организации обрезали ведущую в ФАП трубу, а фельдшеру пригрозили штрафом.
Естественно, никаким санитарным нормам для медицинских учреждений помещение не удовлетворяет. Новый фельдшер промучилась два месяца, постучалась во все инстанции, плюнула и уволилась. Если бы не пригородное положение деревни и то, что от чиновников нынче требуют общаться с жителями через соцсети, эта история вряд ли бы попала в СМИ. В минздраве просто убрали бы с Березянки «зеленую галочку». Ну, закрылся еще один ФАП из-за неудовлетворительного состояния здания — так мало ли их закрылось за последние годы? В поселке Омский есть медпункт, надо будет людям — съездят. Не баре.
Но случилось то, что случилось. Жители Березянки через соцсети задали вопрос министру здравоохранения области господину Мураховскому, а тот имел неосторожность посоветовать новому фельдшеру ходить в туалет туда же, куда ходил старый, — то есть в личный «скворечник» на огороде у соседа-пенсионера. Это вызвало в сети бурю возмущения и насмешек над областной властью. Потому что это действительно абсурд.
После скандала в деревне наконец-то побывали «представители власти» и выяснили, что «уличную будочку» ставить негде, кроме как на полянке через дорогу от ФАПа. Что еще более абсурдно, чем пользоваться соседскими «удобствами». В конце концов в районе приняли решение предоставить под медпункт несколько комнат в клубе, выселив с этих площадей библиотеку. Клуб, кстати, находится в предаварийном состоянии и тоже отключён от водоснабжения. Но там хотя бы есть ограда и уличный «скворечник». И вроде бы как Березянка будет внесена в план строительства модульных ФАПов в последующие годы. Правда, специалиста для нового медпункта еще придётся искать… А пока жители деревни будут вынуждены ради того, чтобы поставить укол или померить давление, мотаться за 10 километров. Ну или не ездить никуда, обходиться домашними средствами.
В СМИ эта история попала только из-за абсурдности ответа министра. Хотя ситуация в общем-то достаточно стандартная. Муниципалитеты не способны нормально содержать общественные здания, поэтому «естественным образом» закрывается то одно, то другое учреждение здравоохранения, образования или культуры. Пока есть специалист, никто из чиновников и не почешется. Как правило, сельские «бюджетники» сами заботятся о текущем ремонте помещений. Но стоит выбыть из строя очередному фельдшеру или культработнику, всё начинает сыпаться. А найти человека на замену, причём человека, готового не только делать уколы, но и белить потолки в ФАПе, не так-то просто. Ведь получать медик будет хорошо если 25 тысяч в месяц, и многие работают сегодня просто «по инерции».
Конечно, есть программа строительства «модульных» ФАПов, но для них уже критически не хватает фельдшеров. Обеспеченность сельских медпунктов специалистами — лишь чуть больше 82%. Всего же в государственной системе здравоохранения области вакантны более 1800 мест для врачей и среднего медперсонала. Что будет дальше — вообще непонятно. С каждым годом степень доступности здравоохранения на селе падает. И «жизнь на вольном воздухе» оборачивается жизнью без современной медицины и многих других естественных для горожан вещей. И не только медицины.
Ситуацию прокомментировала первый секретарь Омского районного отделения КПРФ Татьяна Лукина:
— Сегодня в селе невооружённым глазом виден конфликт между уровнем, так сказать, личной жизни, и общественными территориями. Несмотря ни на что, дома люди поддерживают порядок, строят и ремонтируют свои дома, проводят газ и воду… иной сельский дом внутри неотличим от зажиточной городской квартиры. Но стоит людям шагнуть за порог, и они видят разбитые дороги, рассыпающиеся клубы и школы, полное отсутствие какого-то благоустройства. Все общественное, созданное при Советской власти, разрушается. Ответственность раскидали по разным ведомствам и уровням власти, и порой просто не найти концов, кто должен был заранее подумать о том, что в той же Березянке нужен новый ФАП.
Кстати, во время недавних выборов во множестве далеко не маленьких деревень просто не нашлось помещения для организации избирательного участка. Функционирующих общественных зданий просто нет. Однако местные власти активно «гнали» жителей на выборы — поддержать представителя «Единой России», ведь тем районам, где будут лучше других голосовать за «губернатора от власти», обещали дать хоть что-то «на развитие»…
Евгения ЛИФАНТЬЕВА,
соб. корр. «Правды».