Департамент транспорта администрации Омска планирует повысить стоимость проезда в 2019 году в городском общественном транспорте до 30 руб. Об этом сообщает пресс-центр мэрии.
Причем цена будет одинаковой и в муниципальных автобусах/троллейбусах, и в маршрутках. Обоснование «желаний» департамента транспорта, как всегда одно – жизнь дорожает, в бюджете денег на компенсацию затрат транспортников нет. Еще немного и муниципальный транспорт «помрет» и тогда омичи пострадают еще больше. Больше чего? В мэрии не говорят.
Директор департамента транспорта города Омска Александр Вялков уточнил, что тариф оставался неизменным в течение трех лет. За то же время солярка подорожала на 70%, запчасти – в полтора раза. При этом он стыдливо умолчал, что за шесть лет омичи стали тратить на проезд вдвое больше. Если в 2012 году при цене в 12 рублей на автобусы уходило около 6,2 тысячи рублей в год (из расчета 2 поездки в день 5 дней в неделю, без пересадок и прочих транспортных «излишеств), то по нынешнему тарифу эти расходы выросли до 11,4 тысячи. При стоимости в 30 же рублей транспорт будет обходиться уже в 15,6 тысячи в год. К сожалению, реальные доходы жителей на этом фоне только падают. (Ведь мы же всерьез не воспринимаем заявления Омскстата о неимоверно стремительном росте зарплаты в регионе).
Впрочем, кого это интересует, когда есть перед глазами пример президента и пенсионной реформы. Он тоже пошел на якобы смягчение этого людоедского закона ничтожными поправками. Так и руководитель дептранспорта обнадежил омичей, предложив оставить сниженный тариф за проезд в 25 рублей при безналичной оплате – проездным билетом, пластиковой картой, с телефона. Для удобства пассажиров весь муниципальный транспорт оснащается «всеядными» терминалами, которые, на минуточку, стоят денег. И не малых.
И эта инициатива порождает дополнительный вопрос: если можно повысить стоимость «только» до 25 рублей для тех, кто платит с помощью транспортной карты, значит, можно работать и при такой стоимости – зачем повышать до 30?
Вот в этом-то вопросе собака и зарыта. Директор департамента финансов и контроля мэрии Богдан Масан опроверг слова руководителя дептранса Александра Вялкова о том, что проезд могут повысить до такой суммы. Он объяснил, что речь идет о повышении стоимости проезда в муниципальном транспорте, и не до 30 рублей, а с 22 до 25 рублей.
А повышать стоимость проезда необходимо еще и потому, что новый транспорт мэрия закупает в лизинг и платить за него будут по частям до 2023 года. Разумеется, придется переплатить – из-за лизинга стоимость автобусов увеличивается почти два раза. Правда, на лизинг это мало похоже, скорее коммерческий кредит, но Богдану Масану (зам. мэра по финансам) виднее, а рассчитываться придется омичам.
Кстати, председатель СРО «Омские перевозчики» Владимир Геворгян также заявил, что если муниципальные транспортные предприятия поднимут плату за проезд, частники в стороне не останутся. Конкретный размер повышения он пока не называет. Но в следующем году все частные предприниматели (а частные перевозчики относятся именно к этой категории) в обязательном порядке должны установить онлайн-кассы. А это – дополнительные затраты. Ведь перевозчикам придется оснастить каждый автобус такой кассой. И другое. О чем всегда так много говорили, но дальше разговоров дело не шло – о легализации работников на частных маршрутах. С 2019 года для работодателя увеличатся отчисления в Пенсионный фонд – это тоже затраты частного предпринимателя. И зарплата водителей, по понятным причинам, тоже должна подрасти. Поэтому Геворгян считает, что минимальное повышение тарифа за проезд по объективным причинам должно быть на 25%! Если сегодня эта сумма составляет 25 рублей, то в следующем году проезд в маршрутных автобусах должен стоить не менее 31 рубля. Только в этом случае они, частные перевозчики, хоть как-то компенсируют повышение всех затрат, составляющих этот бизнес.
А пока в горсовете депутаты находятся в полном недоумении. Как отметил депутат фракции КПРФ Дмитрий Петренко, мэрия пока только «изъявила желание» о повышении цены на проезд, но обоснования этому повышению не предоставила. Соответственно, раз нет обоснований, просто «за красивые глаза» депутаты повышение стоимости проезда не то, что поддерживать – рассматривать не будут. И он считает, что даже если закладывать в тариф неэффективную работу муниципального транспорта, максимум, на чем можно остановиться, – это рублей 25.
Не на это ли и был рассчитан преждевременный вброс информации о повышении проезда в муниципальном транспорте сразу на 8 рублей? Все по президентскому методу: сначала завысить планку, потом чуточку уступить, самую малость – и все, цель достигнута. Кстати это не только про нашего президента, но и прежде всего про Трампа можно смело сказать. Только Трамп «давит» чужих, а наш – своих.
Словом, предложение о повышении цены проезда до 30 рублей – не пройдет, а вот до 25 – запросто.
Е. Лущиков.