«Уведомляем вас, что ваша должность социального работника будет сокращена с 1 марта 2022г», - такое сухое письмо получили четыре сотрудника тевризского дома специализированного жилого фонда. Еще четверым сотрудникам и всем постояльцам предлагается разъехаться кто куда. Очередной результат «оптимизации» социальной сферы…
В доме специализированного жилого фонда в Тевризе проживает 25 пожилых людей и инвалидов, каждый в своей небольшой квартире. В быту им помогают 8 сотрудников. Живут очень дружно – постояльцы много гуляют, общаются друг с другом, некоторые даже находят свою любовь и женятся. Те, кому позволяет здоровье, помогают сотрудникам поддерживать порядок в доме, возделывают небольшой огород. За 17 лет существования дома его постояльцы вырастили целый фруктовый сад с грушами, яблонями и малиной. Родственники постояльцев живут здесь же, в Тевризском районе, и могут приходить в гости в любое время. В отличие от многих муниципальных учреждений, тевризский дом СЖФ очень комфортный. Тепло и горячую воду дает собственная котельная, стены и крыша отремонтированы, окна заменены на новые пластиковые. И проживание в таком доме гораздо дешевле, чем в частном пансионате для престарелых.
Казалось бы, что еще нужно для спокойной старости? Но в декабре ушедшего года чиновники Тевризского района посчитали, что дом СЖФ необходимо закрыть. Постояльцам предлагается разъехаться в три других дома – в Омск, Исилькуль или Екатериновку Тарского района. Чиновники уверяют, что условия там ничуть не хуже, но, как справедливо заметила директор закрывающегося дома, если дерево вырвать с корнями, оно не выживет. На новом месте пожилым людям придется заново знакомиться с соседями и сотрудниками, а родственники уже не смогут навещать их так же часто, как раньше – из Тевриза сложно и дорого ездить даже в Тарский район, не говоря уже об Омске. Для одной из постоялиц переезд грозит стать настоящей личной трагедией. Женщине недавно исполнилось 73 года, она потеряла мужа и детей, а соседи по дому СЖФ стали для нее семьей. Она боится, что не приживется на новом месте и не переживет разлуку. Опасения пенсионерки небезосновательны, ведь часто именно переезды становятся причиной сильного ухудшения здоровья у пожилых людей.
У сотрудников перспективы не лучше. Четверым из них – ровно половине – предлагается новое место работы. Но еще четверым сотрудникам пенсионного и предпенсионного возраста повезло меньше, их просто «сокращают» без всяких дальнейших перспектив. Глава Тевризского района Сергей Чебоксаров объяснил это тем, что для содержания четырех «лишних» ставок, нужно 2 млн рублей в год, а таких денег в бюджете района нет. Он же старательно опровергал информацию о закрытии дома СЖФ, дескать, решение еще не принято, вопрос тяжелый. Но постояльцы уже заранее согласны переехать, а сотрудники так же заранее получили уведомление о сокращении. При этом достаточно поговорить с сотрудниками и постояльцами дома, с их родственниками, чтобы понять, что глава района, мягко говоря, заблуждается.
Отсутствием денег объясняют все нынешние беды дома для пожилых. Якобы вышел указ, требующий обязательного переоборудования здания. Новые нормы требуют расширить дверные проемы, поставить новую пожарную сигнализацию, изменить схему расположения жилых помещений. На все эти мероприятия требуется около 6 млн рублей, которых нет в районном бюджете. Решение проблемы есть – социальное предпринимательство. Это новая для нашей области сфера деятельности. Тем не менее, люди, желающие открыть НКО и помогать людям за свои деньги, есть. Может найтись и организация, которая вложит деньги в переоборудование тевризского дома СЖФ и даст возможность людям жить на прежних условиях. Но районная администрация не собирается даже начинать поиск такой организации.
Чтобы защитить людей, депутаты тевризского районного совета написали обращение к губернатору с просьбой не закрывать дом, собрали подписи. Отказалась подписаться под обращением только одна из депутатов – Ольга Берендеева (Партия Роста). Она же возглавляет Комплексный центр социального обслуживания населения Тевризского района, и должна не понаслышке быть знакомой с ситуацией. Свой отказ она объяснила просто – это мое мнение, имею право его высказать. Она же невзначай проговорилась, что подобная ситуация сложилась в 17 из 32 районов области. Там тоже закрывают дома и общежития для пожилых и инвалидов, самая острая ситуация в селе Кокшенево Муромцевского района.
Примечательно, всего месяц назад силами «Единой России» был принят бюджет области. Его авторы уверяли, что деньги на содержание социальной сферы выделяются в первую очередь, все обязательства будут выполнены. Видимо, если снять с себя обязательства, выполнить их будет гораздо легче.
Что будет с домом дальше, пока неизвестно. Возможно, его продадут частной компании, а возможно – просто бросят, и на окраине Тевриза появится еще одно разграбленное здание с разбитыми окнами.
Мария Максимова