Региону и областному центру не хватает и школ, и учителей.
Ежегодно, примерно с 2015 года, фиксируется наличие порядка 700-900 вакансий для работы учителями в школе. А с учетом того, что в регионе 725 школ, то получается, что в среднем не хватает в каждой чуть больше одного преподавателя. И нынешний год не исключение – в июне была озвучена цифра 700. Наибольший дефицит – учителя начальной школы, оно и понятно: увеличилось число первоклассников. К примеру, соседняя с нашим микрорайоном средняя школа №48 набрала пять первых классов. Из года в год не хватает в школах учителей иностранного языка, русского языка и литературы, математики и истории. Кроме преподавателей учебных дисциплин, только школы Омска нуждаются в 22 психологах-педагогах.
В некоторых школах недостаток сразу нескольких педагогов-предметников. Так, на сайте «Зарплата.ру» размещены объявления о вакансиях: в школе 152 требуются учителя химии, географии, биологии, русского и литературы, начальных классов; в школе 30 – не хватает учителей русского и литературы, начальных классов, истории и обществознания. Этот список можно дополнить школами 110, Дружинской средней, Морозовской средней. При этом как обычно требования высокие: и стаж от года до трех, и разработка программ, и реализация стандартов, и «организация разных форм деятельности учащихся, с учетом личности учеников, развития их мотивации, познавательных интересов, способностей». И, конечно, «крутая» (при нынешних ценах и платежах) зарплата: от 12 972 рублей до 25 тысяч.
Понятно, что еще хуже ситуация в районах области. Уже не первый год ученики из малых школ, в которых нет педагогов по химии и биологии, получают образование дистанционно. Это подается как инновация. Межмуниципальный проект называется «Управление реализацией образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения». В проекте уже принимают участие малые школы Большереченского, Калачинского, Кормиловского, Любинского, Нововаршавского, Омского и Седельниковского районов. Уроки проводятся учителями других школ на портале дистанционного обучения Омской области, по форме похожи на групповой чат в «Скайпе». Много ли знаний дают такие уроки, смогли ли учащиеся в конце года сдать ЕГЭ по этим предметам, и вообще рискнули ли они их сдавать – пока информации министерством образования не озвучено.
В рамках больших парламентских слушаний в июне на тему «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации» учителя из регионов откровенно рассказали о ситуации с заработными платами и рабочими местами. Организатором слушаний стал Комитет по образованию и науке, где первым заместителем является депутат фракции КПРФ в Госдуме Олег Смолин.
Учитель истории и обществознания лицея №137 города Омска Степан Кошкарев рассказал, что работает в школе с 2015 года. В первый год его нагрузка была 27 учебных часов плюс пять часов домашнего обучения. Зарплата при этом составляла 19 500 рублей. На второй год нагрузка снизилась до 24 часов, зарплата – до 12 500 рублей. Такой уровень зарплаты, не позволяет молодому человеку обеспечить себе достойный уровень жизни и возможность завести семью. Педагог отметил, что труд учителя в России недооценен, оклад учителя в Омской области – 8 543 рубля. Учителя пытаются набрать дополнительных часов, чтобы получать зарплату больше, а такая нагрузка приводит к эмоциональному выгоранию и проблемам со здоровьем. Он добавил, что в регионе рост зарплат учителей осуществляется только благодаря росту нагрузки, за шесть лет оклады были проиндексированы всего один раз на 6%, и к примеру его зарплата составляет чуть более 20 тысяч. Молодой учитель подчеркнул: «Как и множество моих коллег, я не хочу покидать родной Омск. Мы хотим, чтобы наш город развивался, мы хотим заниматься общественно значимой деятельностью, которая важна для нашего общества и государства. Но при этом мы должны понимать и знать, что это надо не только нам, но и нашей стране». В завершение парламентских слушаний было сказано, что итоги проанализируют и примут постановление.
Больше 60% учителей работают сегодня больше, чем на одну ставку. Так называемая «новая система оплаты труда», введенная десять лет назад, не работает. Это уже признают специалисты Центра экономики непрерывного образования Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте. Напомним, суть ее заключается в том, чтобы работнику платили обязательную «базовую часть» и начисляли еще стимулирующие выплаты, которые должны были заинтересовать учителя развиваться, готовить детей к олимпиадам.
Большинство региональных и муниципальных школ – и в центрах регионов, и в селах – финансируются так, что денег хватает только на зарплаты учителей и на оплату коммунальных услуг. На свое развитие очень редко школа может выкроить несколько десятков тысяч рублей. И то, разве что оказывая или навязывая платные услуги. Инфраструктура школ изношена, да и количества их не хватает. На образование тратится только 3,6% ВВП, а надо, как минимум, вдвое больше.
Перестройка системы образования – вопрос будущего страны, ее экономического развития. Об этом постоянно поднимает вопросы в Госдуме фракция КПРФ.