КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Олег Смолин: Защита учителя: от кого?

04.04 13:06

До конца года планируется принять готовящийся в настоящее время в Минпросвещения законопроект о защите учителя. Об этом в рамках работы на Всероссийском конкурсе "Большая перемена" заявил глава ведомства Сергей Кравцов.

Я пока не видел даже концепции этого закона, поэтому рассуждаю лишь теоретически. Главный вопрос, который возникает: от кого надо защищать учителя? Ответа может быть три:

— от родителей;
— от учеников;
— от бюрократии.

Начнём с родителей. Нападения родителей на педагогов случаются, но крайне редко. Теоретически можно прописать в уголовном или административном кодексе повышенную ответственность за физический вред или оскорбление. Но думаю, что ключевых проблем это не решит, поскольку они кроются в содержании общения учителей и родителей, а также в отношении общества к профессии.

Хамство и насилие со стороны учеников встречаются чаще. Современный учитель действительно поставлен не в равноправное положение по отношению к ученику. В своё время, работая учителем в вечерней школе, сознаюсь, что я выводил за шиворот хулигана из класса.

Надо, безусловно, расширить воспитательные права учителя в отношении учеников и возможности защиты дисциплины в классе от хулигана. Сейчас приказ о дисциплинарной ответственности обучающихся написан нелепо: сначала стребуй с хулигана объяснительную, затем рассмотри, вынеси ему замечание, через какое-то время при повторе - выговор и т.д.

Я думаю, что нужно облегчить процесс исключения из школы закоренелых хулиганов. Хотя хорошие педагоги находят подход и к таким детям.

Защита от бюрократии. Не уверен, имеется ли в ввиду в предложении Минпроса этот момент, но сегодня это должно стать одним из главных направлений для защиты педагога.
В советское время мой отец-директор школы не раз вступал в споры с начальником из городского отдела народного образования, и даже делал это не всегда вполне корректно, что не мешало ему сохранять должность.

Сейчас я не могу представить себе ничего подобного. Такого директора сразу уволят по пункту 2 статьи 278 трудового кодекса. Кстати, мы не раз предлагали сохранить этот пункт только для коммерческих организаций, ведь если руководитель школы ориентирован на коллектив, то это одна ситуация, если смотрит в рот начальству, то другая.

В советский период я был учителем и позже преподавателем вуза, и никогда не спрашивал у своих начальников, могу ли я пойти на радио или ТВ, не согласовывал что там могу или не могу говорить. Сейчас даже для участи педагогов в программе «От прав к возможностям», посвященной социальным правам инвалидов, я пишу письма в департаменты образования. Возникает вопрос: когда было больше свободы у педагога и от кого его нужно защищать!?

Посмотрим, какие предложения выдаст министерство. Но мы должны понимать, что вопрос достаточно сложный, мы не можем организовать защиту учителя по аналогии с полицейскими. Напоминаю, что если в полицейского бросить бумажный стаканчик, то это будет нападением. Образовательные отношения совсем другие, это не административные отношения . Главное здесь нравственно-психологический климат, а не юридические условия.

Российской современной школе остро не достаёт нормальных человеческих отношений между педагогами и детьми, и виноваты в этом не учителя, а система образования, которая заставляет педагога «тащить» почти 2 ставки, не оставляя ему время на работу с учениками.

Главная защита учителя – повышение статуса! Такой мой законопроект в Госдуме всё ещё не рассмотрен, но мы постараемся сделать всё, чтоб он был представлен.