КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Олег Смолин: Защищать учителей надо, но от кого и от чего?

22.05 13:37

В Госдуме предложили штрафовать за оскорбление педагогов. Защищать учителей надо, но от кого и от чего?

Предложение поступило от первого зампреда комитета Госдумы по просвещению Яны Лантратовой.

Согласно инициативе, за публичное оскорбление педагога при исполнении им обязанностей предлагается ввести штраф для граждан в размере от 5 до 20 тысяч рублей, для должностных лиц — от 50 до 100 тысяч рублей, для юридических лиц — от 200 до 500 тысяч рублей.

Кроме того, депутат добавила, что оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, СМИ или интернете, повлечёт наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 30 тысяч рублей, на должностных лиц — от 100 до 200 тысяч рублей, на юридических лиц — от 500 тысяч до 700 тысяч рублей.

Это не первая идея такого рода, и она всегда вызывает дискуссию. Начну с вопроса о том, от кого надо защищать учителей? Как ни странно, но есть три стороны:

— чиновники;
— родители;
— ученики.

Вопрос о защите от чиновников почему-то ставится редко. А он очень важен, поскольку давление с разных сторон на педагога по сравнению с советскими временами явно усилилось. Например, мой отец, когда был директором школы, активно спорил с председателем гороно (городской отдел народного образования). Сейчас такое сложно представить. Его бы просто уволили. Поэтому первое, от кого нужно защищать педагога, — чиновники.

Второе — родители. Многие всерьез приняли теорию образовательных услуг и стали воспринимать учителей как прислугу и обслуживающий персонал, который должен научить, воспитать, взрастить. А задача родителя — просто довести ребенка до школы без особых усилий, а позже получить готового и прекрасного.

Учителя нередко жалуются на давление со стороны родителей. И я думаю, что как раз если родитель оскорбляет педагога, то штраф уместен.

Что касается самих учеников. Мне довелось работать учителем в советское время, и в подавляющем числе случаев наши отношения строились на человеческих началах. Моим взрослым ученикам было интересно со мной, а мне с ними. Но был один класс, куда собрали шалопаев, которые недоучились в обычной школе. В таком случае мне доводилось выгонять учеников из класса. Сейчас за такое учитель подвергся бы наказанию.

При этом мне кажется, что не совсем правильно штрафовать родителей за дурное поведение детей. Как правило, дети из хороших семей себя так не ведут. А если наказывать родителей, которые и так не справляются со своим ребенком, то это приведет только к озлоблению со всех сторон.

Мне кажется, что более правильно было бы исключать учеников из школы за оскорбление учителя, и пусть ищут другую школу. А за насилие по отношению к учителю, которое сегодня, к сожалению, тоже бывает, было бы правильно помещать ученика в специальные вечерние учреждения. Правда, в последние года такие учреждения в городах закрывают, но это, на мой взгляд, неправильно.

Мой отец, директор школы, любил повторять: «Трудных детей не бывает!». Это очень благородно, но неправда. Трудные дети, к сожалению, бывают. Лучшее средство учительского воздействия на ребенка — любовь, но иногда наказания не избежать.