КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Телеграм: Газета Красный Путь Youtube Обком-ТВ RSS

Олег Смолин: Сокращать или увеличивать?! В России продолжают обсуждать срок обучения школьников

12.11 12:53

 

Напомню, что не так давно мы обсуждали предложение Владимира Мединского о сокращении обучения в школе до 10 лет. Теперь говорим об увеличении до 12 лет. Где истина и баланс?

Надо исходить из тех проблем, которые сегодня остро стоят.

Например, перегрузка школьников. Если учитывать это, то увеличение сроков обучения нецелесообразно, поскольку не решит проблему. Нам предлагают начинать образование с шести лет, то есть нагрузить дошкольников, а основная часть перегрузки приходится на средние и старшие классы. Поэтому им легче не станет.

Еще один вопрос – это количество книг, которые читают дети. Согласно исследованиям, в средних классах книги читает лишь четверть детей, еще четверть читает, но немного, половина или читает совсем мало, или не читает совсем. В старших классах не читают 36% всех детей.

Человек читающий и человек, который смотрит картинки и лайкает котиков, – это разные психологические типы личностей. Читающий гораздо тоньше, сложнее. Двенадцатилетка в школе читать их не заставит.

То же самое касается и вопроса о качестве обучения. Российские школьники входят в тройку лучших по олимпиадам, но при этом мы видим тотальный спад общекультурных и общенаучных знаний.

В старших классах наши ребята изучают только те предметы, по которым собираются создавать ЕГЭ. За пределами этих предметов они в лучшем случае тянутся на тройки, не все, но очень значительная часть. Поможет ли решить эту проблему двенадцатилетка? Нет. Точно так же, как сейчас, при двенадцатилетке, если не изменится система, будут изучать только узкий круг предметов. Остальные изучать не будут.

Четыре тезиса против сокращения летних каникул

Детский омбудсмен Москвы Ольга Ярославская предложила сделать июнь учебным месяцем, во время которого дети будут заниматься творческими предметами – музыкой, трудом, рисованием, физкультурой. То есть озвучена идея о сокращении летних каникул.

Я уже говорил о том, что современный российский школьник живет в ситуации постоянной учебной перегрузки, что прямо сказывается и на качестве его обучения, и на здоровье. При этом возникает ряд других моментов:

1) Общественное мнение. Если бы мы провели опрос среди школьников и родителей, то большинство выступило бы против такого предложения.

2) Распределение сложности учебных предметов. Если большую часть уроков физкультуры, музыки и так далее мы уберем на июнь, то разнообразия в школе совсем не будет. А восемь уроков сплошной математики, русского языка и физики осилить просто невозможно. Все говорят про перегрузку детей, но зачем-то предлагают удлинить учебный год.

3) Здоровье детей. Согласно данным Минздрава, 85% школьников – это первая и вторая группа здоровья. Это абсолютно или практически здоровые дети. По данным Роспотребнадзора, абсолютно здоровых только 10-12%. Независимые эксперты и родители склоняются ко второй версии. Если мы сократим летние каникулы, вряд ли это будет способствовать укреплению здоровья наших детей.

4) А экзамены? Не самая большая, но важная тема – ЕГЭ. Экзамен задействует те же образовательные мощности, что и учебный процесс. Куда бы пришлось сдвинуть ЕГЭ? Как бы пришлось размещать классы?

В итоге скажу так: мы имеем одни из самых больших в мире летних каникул, но ухудшать положение детей и педагогов неправильно.