Сравнивая советский учебный план с современным, мы видим, что по большинству базовых предметов в школе количество часов сокращено: по русскому, математике, физике, химии, биологии, истории, литературе.
Резко выросло только по иностранному языку и обществознанию, - комментирует депутат Госдумы (фракция КПРФ) Олег Смолин, - При этом программа осталась прежней или даже увеличилась. Понятно, что при таком количестве часов дети не способны усвоить такую сложную программу. Первое, что нужно сделать, - внимательно посмотреть школьную программу и исключить из нее некоторые необязательные части, добиваясь того, чтобы дети усваивали то, что осталось, более основательно
Когда я встречался со старшеклассниками одной хорошей московской школы, я спросил: кто готовится к ЕГЭ с помощью репетиторов. Руки подняли практически 100%. Действительно, как правило, ЕГЭ не удается хорошо сдать, не привлекая репетиторов, за редким исключением. Мы неоднократно предлагали перевести единый госэкзамен в добровольный режим, дать возможность выпускнику выбирать классический экзамен или ЕГЭ. Такая система в России работала с 2002 по 2008 годы, в Крыму осталась до сих пор. Это в значительной мере сняло бы проблему репетиторов, хотя не полностью.
Сегодня существует и вопрос, связанный с репетиторством и подготовкой детей к экзамену. Семьи в России имеют разный достаток и не все могут позволить себе дополнительные занятие, которые существенно повышают вероятность поступления в лучшие вузы страны. В России не существует равных образовательных возможностей, дети не равны по возможности получения образования, поскольку от ЕГЭ зависит, в какой вуз они поступят или не поступят.
Полностью заблокировать перенос социального неравенства в сферу образования, к сожалению, невозможно, но надо заниматься уменьшением социального неравенства в стране. Нужно увеличивать доходы семей с невысокими доходами. Это делается благодаря прогрессивным налогам, поддержке семей с детьми. Нужно ограничивать социальное неравенство за счет увеличения доходов людей, относящихся к группам бедных и людей среднего класса.
Остается добавить, что, по данным «Мониторинга общего образования» РАНХиГС, каждый пятый школьник (70%) не усваивает программу, родителям приходится нанимать репетиторов или оплачивать курсы. Размер рынка дополнительного школьного образования в России оценивается в 138 млрд руб., а к 2021 году он вырастет до 175 млрд руб.