Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин (КПРФ) предложил реформировать школьное образование и сократить объем материалов школьной программы, чтобы не перегружать детей. Такую инициативу он озвучил 24 января в ходе заседания нижней палаты парламента.
В частности, он сказал:
- В современном обществе система образования должна выполнять как минимум четыре функции. Это здоровье, это кадры, это воспитание гражданина, в том числе общероссийской национальной идентичности, это многостороннее развитие личности. Давайте посмотрим, насколько современная система с этим справляется или не справляется.
Здоровье. Согласно данным Роспотребнадзора показатели за десять лет ухудшились вдвое. 60 процентов всех старшеклассников — это хроники, на 30 процентов проблемы от школьного питания. Кемеровский уполномоченный по правам ребёнка жалуется на то, что происходят голодные обмороки у детей.
Обученность. Сошлёмся на результаты международных исследований. Начальная школа: Россия по-прежнему занимает лидирующие позиции, по последним данным — просто впереди планеты всей, это радует. Исследования TIMSS: 4-8 классы, немножко хуже, но тоже вполне прилично, в основном в десятке, один раз только из неё выпали. А вот что касается 15-летних детей, которые приближаются к старшей школе, здесь ситуация хуже. Мы в основном в четвёртом десятке, нередко оказываемся в третьем, но никакой позитивной динамики не наблюдается.
Вопрос, почему? Моя гипотеза, одна из главных причин — неоправданная перегрузка школьников.
Современная российская школа требует от ученика гораздо больших усилий, чем в советский период, при этом результаты значительно хуже. В советский период, да и сейчас нагрузка работника 40 часов в неделю. Нагрузка старшеклассника минимум 55, как правило 60, потому что в выходные тоже приходится работать.
Очевидно, главный вопрос не кто виноват, а что делать?
Полный текст стенограммы выступления по ссылке: http://www.smolin.ru/vse-novosti/nauki-yunoshey-pitayut-otradu-starym-podayut