В Президентском послании Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года было поднято немало проблем, касающихся образования, но я бы выделил следующие положения Послания:
— Первое. Предполагается продлить программу строительства новых школ и детских садов, хотя и в незначительном объеме – 150 и 100 соответственно. Напоминаю, что, согласно Поручению Президента от 2014 года и графику финансирования, принятому правительством в 2015 году, к 2020 году все начальные и старшие классы должны были перейти на односменный режим обучения, а к 2025 году – 5–9-е классы. Но потом об этом поручении благополучно забыли, и при рассмотрении бюджетов этот график, утвержденный правительством, никак не учитывался.
Тогда даже председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов говорил, что такими темпами мы будем переводить учащихся на односменный режим до конца XXI века, а, может быть, и дольше. Тем не менее продлить строительство новых школ в условиях их абсолютной переполненности – это некий шаг вперед по сравнению с предполагавшимся прекращением строительства новых школ.
— Второе. Капитальный ремонт школ и детских садов. Планировалось, что средства, заложенные на строительство этих объектов, будут переключены на их капитальный ремонт. Знаю, что Министерство просвещения ожидало Послания Президента, чтобы понять, будут ли деньги на эти цели (сейчас это более 400 млрд рублей), хотя о точном объеме этих средств мы узнаем, когда Минфин представит бюджет на очередной трехлетний период.
— Третье поручение, которое бурно дискутируется – это право выпускников пересдавать ЕГЭ по одному предмету. Сразу хочу сказать, что я это предложение поддержал, поскольку, с моей точки зрения, оно означает право на ошибку. К сожалению, недавно было заявлено, что если парень или девушка сдают ЕГЭ дважды, то выбирается не лучший результат, а только второй. Поэтому, прежде чем подавать на пересдачу, надо очень хорошо подумать, в какую сторону сыграет лотерея.
— Четвертое – это кадровый кризис в образовании и здравоохранении. Накануне Послания Президент озвучил целую программу надбавок для медицинских работников.
Ее суть такова: в населенных пунктах от 50 до 100 тысяч человек медсестры должны получать к зарплате дополнительно 13 тысяч, врачи – по 29 тысяч. В городах и поселках с населением менее 50 тысяч человек надбавка для медсестер составит 30 тысяч рублей, для врачей – 50 тысяч.
С учетом того, что майские указы Президента от 2012 года в части оплаты труда врачей и педагогов исполнялись крайне плохо и на фоне перегрузки этих специалистов, заявленные надбавки выглядят серьезно. Что касается учителей, то мы услышали только одно: надбавка за классное руководство в школах и за кураторство в колледжах и техникумах будет увеличена вдвое – с 5 до 10 тысяч рублей: в отдаленных малонаселенных пунктах (до 100 тыс. жителей) – с 1 марта, для остальных – с 1 сентября. Дополнительную выплату в 5 тысяч рублей также получат все советники директоров по воспитанию в школах и колледжах. Но это совсем не то же самое, что обещано медицинским работникам.
Также Президент заявил, что в 2025 году будет проведен эксперимент по новым системам оплаты труда работников образования и здравоохранения, а в 2026 году новые модели должны войти в массовую практику. Часть членов правительства считают, что для решения кадровой проблемы достаточно упорядочить системы оплаты труда в регионах. С моей точки зрения, такая мера позволит лишь уменьшить субъективизм и непрозрачность в выплате надбавок, но не более того. Для устранения кадрового дефицита в образовании необходимо вливание денег прежде всего из федерального бюджета. Других вариантов просто нет. Поэтому можно прогнозировать нарастание кадрового кризиса в образовании в ближайшие два года.
— Пятое. До 2030 года в России откроют 12 школ лидерского уровня. Школы лидерского уровня призваны решить задачу формирования новой политической элиты. Они должны располагаться в новых зданиях, оборудованных по последнему слову современной образовательной науки. В эту школу станут отбирать наиболее способных ребят, материальное обеспечение учителей таких учебных заведений будет лучше, чем в других. Как это реализуют на практике, поживем – увидим.
Мне как стороннику формулы «образование для всех» представляется, что важнее создавать достойные условия для образования всем детям, а из них впоследствии формировать политическую элиту, нежели заранее создавать особые школы для будущих лидеров.
Боюсь, что в наших реалиях элитные школы (дающие образование высокого качества) могут превратиться в элитарные (доступные только для выходцев из высших слоев общества).
Это те главные изменения, которые касаются школ, а если говорить про другие уровни образования, то планируется переоснащение колледжей, и на эти цели предполагается выделить 120 млрд рублей до 2030 года. Это не слишком много, учитывая, что, как правило, оборудование в колледжах уже очень сильно устарело, а во многих не менялось с советских времен. Для перевода колледжей на демонстрационный экзамен потребуется современное оборудование. Насколько хватит планируемых средств, покажет бюджет на следующий год.
До 2030 года в России будет построено не менее 40 студенческих городков, на эти цели будет выделено около 400 млрд рублей. По словам министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, скорее всего, средства будут выделяться на основе государственно-частного партнерства, то есть не только из федерального бюджета, но также из сферы бизнеса.
В целом эксперты оценили расходы на реализацию всех поручений Президента в объеме от 10 до 17 трлн рублей. Это не такая уж фантастическая сумма в расчете на 6 лет: примерно по 3 трлн рублей максимум в год. Расходная часть бюджета на 2024 год составляет 36 трлн рублей, то есть это не более 10% бюджета.
Кроме того, Послание Президента содержит намек на введение прогрессивного подоходного налога. Даже если этот налог будет очень умеренным, то это весьма существенные деньги. Например, повышение подоходного налога с 13 до 15 процентов для граждан, имеющих доходы свыше 5 млн рублей в год, позволило в основном решить важную проблему закупки дорогостоящих лекарств для детей с орфанными (редкими) заболеваниями.
Остается надеяться, что выполнение указов Президента по итогам его Послания будет более эффективным, чем в предыдущий период, а накопившиеся проблемы, в том числе в сфере образования, будут решаться более оперативно.