Министерство науки и высшего образования России обнародовало новый рекомендуемый перечень вступительных испытаний для приема абитуриентов на программы бакалавриата и специалитета.
Как следует из сопроводительных материалов Минобрнауки, документ предлагается обсудить с привлечением широкой общественности. После сбора предложений проект повергнут антикоррупционной экспертизе и оценят его регулирующее воздействие. А потом, после одобрения в Минюсте, будет опубликован итоговый вариант.
Суть нововведений, закрепленных в проекте, состоит в том, что для поступления в вузы перечень испытаний, утвержденный прежним приказом 2021 года, существенно меняется.
Окончательный список экзаменов накануне очередной приемной кампании формирует вуз. Однако в Минобре рекомендуют при составлении планов опираться на рекомендованный «сверху» список. И здесь есть нюансы.
Если раньше для поступления на большинство вузовских специальностей абитуриенту достаточно было результатов трех ЕГЭ, то теперь на ряд направлений количество экзаменов возрастет.
В некоторых вариациях предложенного ведомством проекта встречаются комбинации с четырьмя и даже с пятью видами ЕГЭ!
При этом конфигурация предметов меняется. Так, вместо профильной математики технические вузы теперь смогут потребовать от абитуриентов сдать физику.
На математические и инженерные специальности наряду с русским, математикой и информатикой к перечню прибавляется физика, а в некоторых случаях — также химия и биология.
Многие предложения ведомства выглядят логичными: например, при поступлении в педагогические вузы сдавать нужно будет не то, что хочет вчерашний школьник, а именно тот предмет, который он как будущий учитель планирует преподавать.
В приказе Минобрнауки образца 2021 года, на который пока опираются вузы при составлении планов приема, практически на всех специальностях в качестве предмета по выбору можно было сдавать иностранный язык.
Теперь же в проекте нового приказа английский и другие иностранные языки из требований на большинство технических, естественно-научных, медицинских и даже экономических специальностей убрали.
При изучении нового перечня экзаменационных испытаний бросается в глаза и то, что такой популярный и любимый многими школьниками предмет, как обществознание, из многих списков также пропал.
Вместо него в зависимости от направления подготовки придется сдавать историю, физику, химию, биологию, информатику или географию. Многие из этих предметов для современных школьников менее привлекательны, чем комбинации из прежнего списка.
Предложения в целом справедливы. Например, если говорить про педагогические специальности, то не может быть хорошего учителя математики без математики, учителя биологии без биологии.
Но тот нюанс, который стоит отметить, что сохраняется сама форма ЕГЭ. Напомню, что, по данным последних опросов, что я находил, с репетиторами готовятся более 50% всех ребят 9–10 классов, около 70% в 11 классе, около 90% — это жители крупных городов. И это один из многих недостатков, которые мы видим в экзамене.
Также нужно учитывать ситуацию в этом году, когда дети должны изучать другой предмет, а не тот, который они изначально планировали. Многие родители справедливо задают вопрос о необходимости такого новшества за год до самого экзамена. Отмечу, что закон позволяет это сделать. Но думаю, что стоит рассмотреть вариант переноса на следующий учебный год.
Нас ждет большое обсуждение с Министерством науки и высшего образования России.