КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Олег Смолин: На одну ставку есть нечего, а на две — некогда

11.10 12:15

Зададимся теперь вопросом: почему желающих стать студентами педвузов всё больше, а учителей в школах — всё меньше, но при этом их всё больше не хватает?

Ответ прост: социальные гарантии и уровень оплаты труда педагогического работника вообще и учителя в особенности в абсолютном большинстве российских регионов совершенно не соответствуют квалификации, затратам и напряжённости его труда.

Эксперты, называющие дефицит учительских кадров в размере 250 тыс., очевидно, исходили из того, что учитель должен работать примерно на 1,5 ставки. В своё время молодым парнем я вёл полторы ставки и уверяю вас: это нелегко. Представьте теперь ситуацию, например, в городе Омске, где учитель в среднем работает на 2,1 ставки, то есть ведёт 38 уроков в неделю! Причём в большинстве это женщины пост-бальзаковского возраста.

Я читаю немного лекций в Омском и Московском педагогических университетах и, кстати, являюсь в обоих почётным профессором. Люблю общаться со старшеклассниками и студентами, как в песне: «Чувствую себя счастливей и моложе». Но если бы у меня было 38 уроков в неделю, вполне возможно, я возненавидел бы свою работу. Эмоциональное выгорание в такой ситуации неизбежно.

Поясняю для тех, кто не работал в школе. Согласно расчётам, выполненным в советский период, для определения реальной рабочей недели, например, учителя-гуманитария количество уроков, которые он ведёт, необходимо умножать примерно на 2,5. Другими словами, рабочая неделя учителя при 36-часовой нагрузке с учётом полноценной подготовки к урокам, воспитательной работы, а также разного рода бюрократических процедур по затратам времени, на которые российский учитель, между прочим, является «мировым рекордсменом», должна превышать 80 часов!

Какую же зарплату получают педагоги за, скажем прямо, каторжный труд?

Недавно обнародованы данные двух исследований. Первое провёл портал HeadHunter (hh.ru), и среди наименее оплачиваемых профессий оказались:

— дворники — 32,6 тыс. руб.,
— уборщики — 37,3 тыс. руб.,
— воспитатели и няни — 40,5 тыс. руб.,
— учителя — 41,9 тыс. руб.,
— мерчандайзеры — 43,9 тыс. руб.,
— артисты — 45,6 тыс. руб.,
— психологи — 45,6 тыс. руб.,
— охранники — 47,3 тыс. руб.,
— кассиры-операционисты — 48,4 тыс. руб.

Второе исследование выполнил Superjob. Он спрашивал, какие профессии в России наиболее недооценены в смысле оплаты труда? Ответы оказались предсказуемыми: больше всех (19%) назвали педагогов, 14% — медицинских работников.

Ещё в 2015 году Общероссийский народный фронт провёл опрос 5000 учителей. Он показал, что в 75 регионах Российской Федерации из 85 на тот период не исполнялся указ президента РФ от 7 мая 2012 года №597. С тех пор ситуация только ухудшилась.

По данным опроса НИУ «Высшая школа экономики», в 2020/21 учебном году 80% учителей получали зарплату ниже 40 тыс. руб.; более 40% учителей приходится ограничивать себя в любых тратах, кроме расходов на еду; около 20% не хватает денег на покупку одежды.

Официальная статистика за первое полугодие 2024 года фактически подтверждает данные Народного фронта: средняя зарплата в стране в этот период составляла 82470 руб., заработная плата учителя — 71444 руб., воспитателя в детском саду — 55645 руб., преподавателя в учреждениях начального и среднего профобразования — 71658 руб.

Ситуация в высшем образовании аналогична. Так, согласно докладу правительства РФ о реализации государственной политики в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования за 2023 год, в части оплаты труда преподавателей высшей школы Указ президента РФ от 7 мая 2012 года №597 не был исполнен лишь в 15 субъектах Российской Федерации, причём отклонение составило не более 5%. Однако это «чудеса» статистики.

По данным Высшей школы экономики, в 2022 году средняя зарплата преподавателей вузов составляла 83554 руб., что соответствовало 127,9% от заработной платы в экономике в целом, а не 200%, как положено по Указу президента РФ №597.

В Москве средняя заработная плата за январь — апрель 2024 года составила 153568,4 руб., следовательно, зарплата доцента, символизирующая среднюю по вузу, должна составлять 307136,8 руб. На самом деле такой зарплаты не получает и абсолютное большинство профессоров. При этом количество часов на одну ставку по сравнению с советскими временами увеличилось с 720 до 900, но на одну ставку практически никто не работает. Популярная шутка гласит: работаем на полторы ставки, поскольку на одну есть нечего, а на две — некогда.

А вот зарисовка из жизни. На выпускной вечер прихожу в школу на окраине города Омска. Школа хорошая. Педагоги, несмотря на безумную нагрузку, любят детей. Спрашиваю директора:
— Сколько получают учителя?
— Если учитель работает на две ставки и ведёт два классных руководства, в общей сложности 45 тысяч (35 тыс. за уроки и 10 тыс. за два классных руководства).

При этом средняя заработная плата в Омской области на тот период составляла около 52 тыс. руб. Кто не понял: учитель работает за двоих, но не получает даже того, что ему положено за себя!

Ситуация усложняется и в Москве, где учителя получают огромную (по меркам многих регионов) заработную плату. Недавно Общественная палата специально обсуждала эту тему и пришла к выводу: нередко молодой московский учитель сначала приходит в школу, получает положенные надбавки, а через несколько лет из школы уходит. Видимо, считает, что даже московская зарплата не соответствует сложности, напряжённости и квалификации труда. Многие предпочитают получать меньше, лишь бы найти более лёгкую работу. Про Россию в целом и говорить нечего.

В Государственной думе создана специальная рабочая группа по кадровым проблемам в медицине и образовании под руководством И.И. Мельникова — первого заместителя председателя палаты и одновременно первого заместителя Председателя ЦК КПРФ. Первое же заседание рабочей группы показало: российская система высшего образования готовит педагогов и врачей в достаточном количестве, однако низкая оплата труда не обеспечивает их закрепление в государственных образовательных и медицинских учреждениях. Если вспомнить школьную задачу про бассейн с двумя трубами, утечка кадров превышает их приток.

Спрашиваю в хорошей сельской школе Омской области:
— Как же учителя выходят из положения?
Слышу в ответ:
— Сейчас интернет позволяет за полчаса подготовиться к урокам!
Иначе говоря, из интернета берутся готовые штампы и механически переносятся на детей с абсолютно разной подготовкой и культурным уровнем. Нетрудно догадаться, какое будет качество образования.

Моя мама — учительница литературы. Сколько помню, она всё время готовилась к урокам или проверяла письменные работы. Сам я — учитель истории и обществознания. Самым сложным для меня было не дать урок, а к нему подготовиться. Если вы думаете, что сгущаю краски, послушайте классика советской педагогики Василия Сухомлинского: «Чем меньше у учителя свободного времени, чем больше загружен он всевозможными планами, отчётами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам».

Он же говорил: «чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости». Очевидно: современная ситуация абсолютно не позволяет учителю работать над собой.

В День учителя педагоги, конечно, услышали от власти очередное объяснение в любви, но многие при этом лишь грустно улыбнулись: лучше бы помогли материально… На неделе будет серия публикаций с анализом по итогам образовательной политики последнего времени.