В России продолжается дискуссия вокруг предложения Владимира Мединского о сокращении сроков обучения детей. Также он сказал о том, что человек будет постоянно переучиваться на что-то другое из-за меняющегося рынка труда. Есть что добавить по этому поводу и мне:
Первое. Люди науки, педагоги, медицинские работники и так постоянно должны учиться, но в России им просто не хватает времени. Они безумно перегружены количеством бюрократических процедур и так далее. Да, кому-то, вероятно, придется менять специальность или профессию в буквальном смысле, но это не главное направление образования в течение всей жизни. Кроме этого, для того, чтобы приступить к высококвалифицированной работе, требуется продолжительное высшее образование.
Второе. Президент в послании Федеральному собранию обозначил возвращение или формирование национально-ориентированной системы образования и фактический отказ от бакалавриата. Было озвучено, что базовое высшее образование должно продолжаться от 4 до 6 лет. Четырехлетнее бакалаврское образование для высококвалифицированных профессий явно недостаточно. Поэтому предлагать сокращать сроки довольно странно. Ни врачом, ни учителем, ни ученым нельзя стать, поучившись 2−3 года.
Третье. По мнению Мединского, тот, кто не будет каждые десять лет учиться чему-то новому — профессии, специализациям, технологиям, — окажется неконкурентоспособным. Это касается и тех, кто в 22 года будет выходить на работу, поскольку их ровесники продвинутся дальше в карьере.
Если речь идет, например, о карьере сварщика или слесаря, то очень может быть, что 22 года — уже и поздновато. Но если мы говорим об учителе, с какой стати это поздно. Сегодня в педагогических вузах, в принципе, поднимается вопрос о переходе фактически на специалитет. Поэтому я плохо себе представляю, что означает в данном случае проигрыш в конкурентной борьбе, о которой говорит Мединский.
И потом жизнь не состоит целиком из конкуренции, которая стала у нас в последние десятилетия буквально новой религией.