10 июля Государственная Дума приняла в третьем чтении изменения в налоговой системе страны.
На доходы от 2,4 млн до 5 млн рублей в год ставка увеличится до 15%, от 5 млн до 20 млн — до 18%, от 20 млн до 50 млн — до 20%. Более 50 млн рублей — до 22%. Ставка для граждан с доходом ниже 2,4 млн рублей в год останется 13%.
Эти изменения не коснутся выплат участникам специальной военной операции, а также северных надбавок.
Ничего не изменится для самозанятых — для них сохраняются действующие ставки налога на профессиональный доход. Кроме того, предусматривается одинаковое налогообложение НДФЛ операций с цифровыми финансовыми активами и ценными бумагами (при доходе до 2,4 миллиона рублей в год — 13 процентов, если больше — 15 процентов).
Последствия этих изменений еще предстоит изучать, но пока стоит говорить о том, какой налоговая система могла бы стать. Вот те поправки, которые я представлял в составе группы депутатов фракции КПРФ на обсуждение. Отмечу, что они приняты не были, хотя могли бы внести больше справедливости в налоговую систему России.
Первое. Освободить от уплаты НДФЛ всех, кто получает минимальную заработную плату. Если мы вводим прогрессивную шкалу, то надо, чтобы люди с низкими доходами налогов не платили.
Второе. Мы предлагали не повышать налог людям с доходом 2,4 миллиона рублей в год. То есть сохранить прежнюю ставку для высококвалифицированных инженеров, ученых, врачей, некоторых профессоров и т. д. Начать повышение налога необходимо с 5 миллионов в год.
Третье. Мы предлагали увеличить налоговое бремя для самых богатых. На доходы свыше 50 миллионов рублей в год поднять ставку до 30%. Нас не поддержали, аргументация была все та же — от нас люди начнут уезжать за рубеж. Хотя, во-первых, сейчас наших олигархов за рубежом никто не ждет, а во-вторых, там налоги выше.
Четвертое. Обложить дивиденды таким же налогом, как и заработную плату. Как раз пришла информация о том, что в России так называемые олигархи получили более триллиона рублей доходов в виде дивидендов. Если бы они платили 30%, то бюджет дополнительно получил бы 360 миллиардов рублей. На многие социальные проекты этого бы хватило, чтоб закрыт вопрос.
И, наконец, последняя поправка. Мы предлагали перераспределить налог на прибыль в пользу регионов. Но и эта поправка не прошла.
Кроме депутатов фракции КПРФ с аналогичными предложениями выступали Валерий Гартунг из «Справедливой России» и независимый депутат Оксана Дмитриева. Но и их поправки постигла та же самая судьба.
Несмотря на то, что эти налоговые изменения отражают суть классовой политики в пользу богатых, все же они делают шаг в правильную сторону. Все фракции в Государственной Думе решили, что изменения в такой редакции меньшее зло и проголосовали «за». Будем пытаться продолжать совершенствовать налоговое законодательство.