На этой неделе в Государственной Думе состоялся круглый стол Комитета по науке и высшему образованию, посвященный инженерному образованию. В нём приняли участие, помимо представителей членов комитета, первый заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев, ведущие ректоры технических вузов и педагоги передовых физико-математических школ.
Я позволил себе напомнить, что если технологический суверенитет признан одной из национальных целей России, то инженерное образование является к нему едва ли не главным ключом. Также внес ряд предложений по тому, что можно было бы сделать для улучшения системы нашего инженерного образования, назову только некоторые:
Первое. Оно спорное, но важное. Разрешить техническим университетам помимо ЕГЭ использовать и другие метрики, по которым вузам можно выбирать абитуриентов по собственному усмотрению. В приоритете должны быть выпускники инженерных классов. Напомнил очередной раз, что, по словам ректора МГУ Виктора Садовничего, он бы после ЕГЭ в МГУ не поступил, потому что не знал одного раздела математики. Но так блестяще отвечал в других разделах, что преподаватель закрыл глаза на пробел и поставил ему отлично. В итоге мы имеем многолетнего ректора главного вуза страны.
Второе. Максимально быстрый уход в инженерном образовании от бакалаврских программ. Напомню еще раз слова омского многолетнего ректора ОмГТУ Виктора Шалая: «Специалиста мы готовили как будущего конструктора, а бакалавра, как пользователя чужими конструкторскими разработками». Министр науки и высшего образования Валерий Фальков назвал этот подход сервисной ориентацией образования. То есть ориентацией на обслуживание чужих разработок, а не на создание собственных.
Третье. Расширение возможностей получения специализированного образования (сейчас это магистратура) для тех, кто уже прошел бакалавриат по техническим специальностям. Если эти ребята нормально занимались, довести их до настоящего инженера легче, чем делать это с нуля.
Четвертое. Дополнительная поддержка студентов по наиболее важным для страны инженерным специальностям. Напомнил, что в советский период обычные студенты гуманитарных вузов получали стипендию на уровне 80% прожиточного минимума, а те, кто учился на инженеров, выше прожиточного минимума. Сейчас расчетная студенческая стипендия составляет около 11% от прожиточного минимума, а наиболее популярная студенческая стипендия, по данным Министерства науки и высшего образования, 3600 рублей, то есть примерно 22–23% от прожиточного минимума.
Закончил я цитатой из Аркадия Райкина, который шутил про советский период: «Товаровед обувного отдела — как простой инженер!». И высказал надежду, что когда-нибудь эта шутка обернется иначе: «Инженер-конструктор, как простой олигарх!».
Разумеется, это преувеличение. Но статус инженера, если мы хотим технологического прорыва и технологического суверенитета, необходимо повышать.