19 января 2023 года Государственная дума отклонила второй подготовленный мною законопроект, который требовал возобновить в полном объёме выплату пенсии за выслугу лет педагогам и медицинским работникам.
Суть законопроекта предельно проста. Педагоги и медицинские работники должны получать досрочную пенсию, как только они вырабатывают стаж, а не тогда, когда они достигают пенсионного возраста.
Напоминаю историю вопроса. Как известно, в России принят закон о повышении пенсионного возраста на 5 лет. Нетрудно посчитать, сколько теряет каждый гражданин при средней пенсии от этого закона. Средняя пенсия в 2023 году составляет примерно 19,3 тысячи рублей. Если мы помножим её на 12 месяцев и на 5 лет, то есть на 60, мы получим примерно 1 миллион 160 тысяч рублей. Столько государство отнимает у каждого пенсионера или будущего пенсионера, в том числе у тех, кто ещё только начинает трудиться. Эти потери сравнимы с тем, что происходило в начале 90-х годов, когда были превращены в дым советские вклады. Но парадокс заключается в том, что педагоги и медицинские работники от повышения пенсионного возраста потеряли дважды.
Во-первых, как все. То есть в среднем по 1 миллиону 160 тысяч. Во-вторых, они потеряли досрочные пенсии за 5 лет. Согласно закону о повышении пенсионного возраста, после выработки необходимого стажа (для педагогов – 25 лет, для сельских медиков – 25 лет, для городских медиков – 30 лет), им ещё 5 лет придётся ждать, когда они начнут получать досрочные пенсии, если они, конечно, доживут. Таким образом, если считать, что досрочная пенсия примерно на треть меньше обычной, то в среднем педагог или медицинский работник за 5 лет недополучит ещё порядка 800 тысяч рублей.
Учитывая, что трудовой стаж вырабатывается по-разному, можно сказать, что, в отличие от остальных граждан России, педагоги и медицинские работники от повышения пенсионного возраста теряют от полутора до двух миллионов рублей.
Принимая во внимание крайне низкую оплату труда, для людей это колоссальные деньги.
Докладывая законопроект, я обратил внимание депутатов Государственной думы на два обстоятельства.
Во-первых, это кадровый кризис не только в образовании, но и в здравоохранении. Не буду повторяться, но, например, по данным Профсоюза медицинских работников «Действие», по сравнению с нормативами число работников на скорой помощи ниже в 1,5–2 раза. Что касается педагогов, мы говорили об этом неоднократно. Повторюсь, средний омский учитель, по официальным данным городского Департамента образования, в начале учебного года работал на 2,01 ставки, то есть в буквальном смысле «за себя и за того парня». И не получал при этом даже за себя. И это характерно для подавляющего большинства регионов РФ.
Во-вторых, низкая продолжительность жизни. Я не нашёл данных по средней продолжительности жизни учителей, зато нашёл данные по средней продолжительности жизни медицинских работников. По данным ВОЗ (это данные международные), в среднем медицинские работники живут 54 года, на 15 лет меньше пациентов. А дальше данные российские. По официальным российским данным, число не доживающих до 50 лет среди медицинских работников на треть больше, чем среди пациентов. А хирургические операционные сёстры умирают до 50 лет на 40% чаще, чем их пациенты. Это связано с колоссальными стрессами, с колоссальными трудовыми перегрузками и с рисками, скажем, с работой с ковидными и другими инфекционными пациентами и так далее.
Напомню, что, по данным Общероссийского народного фронта, 40% медицинских работников работают на две и более ставки. Тут похожая ситуация с педагогами.
Кстати, я обратил внимание депутатов ещё и на другое. Когда принимался закон о повышении пенсионного возраста в 2018 году (а я был членом рабочей группы), нам обещали, что к вопросу о досрочных пенсиях педагогов и медиков вернутся. Но за эти годы не вернулся никто.
А теперь представьте себе городского врача. Он заканчивает учёбу около 25 лет, не раньше, поскольку обучение длится 7 лет. Дальше надо отработать стаж в течение 30 лет. Дальше ещё ждёшь несколько лет до наступления пенсионного возраста по новому закону, и тебе начинают выплачивать досрочную пенсию не как раньше – в 55, а в 60 (для женщин) и в 65 лет (для мужчин), но при условии, что ты дожил, потому что твоя средняя продолжительность жизни составляет 54 года.
Завершая речь, обращённую к коллегам в Государственной думе, я напомнил, что законы о досрочных пенсиях, или пенсиях за выслугу лет, для педагогов и медицинских работников (а я был одним из соавторов этих законов) принимались в середине 90-х годов, когда денег в стране было гораздо меньше, чем сейчас. Но даже тогда было признано, что у человека есть по меньшей мере два главных социальных права – право на образование и медицину. И поэтому педагоги и медики должны получать дополнительные гарантии со стороны государства. И тогда, в 1996 году, мы преодолели вето президента Ельцина при отсутствии сопротивления со стороны президентской администрации. Конечно, это было перед выборами Бориса Николаевича, но тем не менее при отсутствии сопротивления. И в конце 90-х, в самые тяжёлые годы, мы слышали благодарности от педагогов и медиков за то, что, когда им не выплачивалась зарплата, то выплачивались по крайней мере пенсии за выслугу лет.
Теперь денег у государства гораздо больше, а положение учителей и врачей становится все сложнее. Медицинские работники, с которыми я разговаривал, уверяли, что в пересчёте на нагрузку и цены наиболее высокую зарплату они получали в 2008–2009 году. Учителя в пересчёте на цены и нагрузку самую высокую зарплату получали, похоже, в 2012 году.
С тех пор повышение зарплаты не успевало за инфляцией, а нагрузка беспрерывно росла. Если депутаты Государственной думы думают о чужих или хотя бы о своих детях и внуках, им нужно принимать срочные меры для повышения статуса педагогических и медицинских работников. В связи с санкциями в их университетах и клиниках на всех мест не хватит.