Анализ федерального бюджета с точки зрения вопросов образования в целом неутешителен. Приношу читателю извинения за цифры, но без цифр здесь не обойтись. Общий объем расходов на образование, утвержденный в первом чтении, составит около 1,5 трлн рублей в 2025 году, и предполагаемый рост по сравнению с 2024 годом – всего лишь 0,65%. Напоминаю, что плановая инфляция по итогам текущего года составит 7,3%, но, по прогнозам главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной и других финансистов, она достигнет 8−8,5%. Подчеркиваю, речь идет об официальной инфляции, в которую верят только официальные лица.
Расходы между различными отраслями образования распределяются крайне неравномерно. В следующем году в бюджете предполагается очень значительный рост федеральных расходов на дошкольное образование – на 188,5%. Это связано с программой капитального ремонта детских садов. Финансирование среднего профессионального образования также предполагается увеличить практически на 30% по сравнению с 2024 годом, и причина та же: запуск программы капитального ремонта колледжей, но исключительно тех, которые реализуют программу профессионалитета. Ситуация понятна: в стране острый дефицит рабочих кадров.
Что касается общего образования, то расходы на эту отрасль в следующем году из федерального бюджета предполагается сократить более чем на 7,5%, с учетом инфляции – примерно на 15%. Расходы на дополнительное образование предполагается сократить примерно на 30%, с учетом инфляции это почти 40%.
Расходы высшее образование планируется увеличить лишь на 1,5–1,6%, то есть в реальных деньгах сократить почти на 6% к уровню 2024 года.
Заработная плата в федеральных учебных заведениях (это, в основном вузы) будет проиндексирована с 1 января, как нам обещают, на 13,2%.
Это неплохо, если не помнить, что прогнозный рост средней заработной платы в 2024 году составит 14,6%, то есть рост заработной платы в бюджетной сфере продолжает отставать от роста заработной платы в стране в целом. Напоминаю, что зарплата работников вузов должна вдвое превышать среднюю зарплату в регионе, согласно Указу Президента №597 от 07.05.2012. Ясно, что вузам и другим федеральным образовательным организациям в 2025 году будет еще труднее выполнять этот указ, чем в текущем году.
Стипендиальный фонд предполагается увеличить на 7,9%. Это вроде бы чуть выше официальной инфляции, но хочу обратить внимание, что индексация произойдет лишь с 1 сентября 2025 года, то есть в пересчете на год она составит около 2,6−2,7%.
Все, о чем я сказал, относится к бюджету, принятому в первом чтении. Мы будем делать все возможное, чтобы во втором чтении, которое запланировано на 14 ноября, ситуация хотя бы отчасти улучшилась, но не помню случая, чтобы второе чтение бюджета сильно отличалось от первого. Хотя бы по той простой причине, что основные параметры главного финансового документа страны, а именно доходы, расходы, дефицит или профицит, утверждаются по итогам первого чтения, и во втором чтении меняться не могут.