КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Олег Смолин: Бакалавры исчезнут, а что останется?

20.05 15:45

С 2025 года в России больше не будет понятия «бакалавр». Об этом накануне заявил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, выступая перед депутатами Госдумы. По мнению Фалькова, по целому ряду специальностей невозможно подготовить квалифицированного специалиста за четырехлетний срок, поэтому надо переходить к срокам на образование в 5–5,5 лет. Особенно это касается инженеров и педагогов, подчеркнул он. А для будущих врачей сроки обучения в целом не поменяются.

До сих пор коллеги из Минобрнауки говорили о том, что базовая ступень в системе высшего образования в соответствии с предложениями президента Владимира Путина предполагает, что будет либо бакалавриат, либо специалитет.

Теперь оказывается, что от бакалавриата решили отказаться. Я предполагаю, что отказ связан с тем, что бакалаврское образование было широким, но мелким. Студент вроде бы изучал широкий круг предметов, но ни в один из них при этом глубоко не вникал. Получалась этакая тарелка с размазанной кашей. Специалист бы получал образование хоть и более узкое, зато более глубокое. Мы с коллегами считали так: чем более квалифицированным трудом предстояло заниматься выпускнику вуза, тем менее достаточным было бакалаврское образование.

Многолетний ректор омского политеха Виктор Шалай формулировал это так: «Бакалавра мы готовим как будущего пользователя чужими конструкторскими разработками, а специалиста — как будущего конструктора.

Сам Валерий Фальков уже говорил о необходимости перехода от сервис-ориентированной модели образования к творчески ориентированной. Готов поддержать такую идею.

Но теперь главным становится вопрос, что будет с ранее полученными дипломами бакалавров? Я считаю, что они должны сохранить свою силу, но плюсом к этому следует предоставить всем желающим продолжить ранее полученное образование до магистерского уровня.
Что касается возможности обмена, когда учащийся мог на полгода-год уехать в вуз в другой стране без каких-либо экзаменов, пересдач и проблем для себя, то:

Во-первых, студенческие обмены не так широко распространены, как об этом принято думать.

Во-вторых, сохраняется магистратура, а система студенческих обменов не очень зависит от того, называется ли диплом бакалаврским или дипломом специалиста.

Специалистами также обменивались, как и бакалаврами. Ну и самое главное: как отмечал первый ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов, еще на стадии бакалавриата примерно половина успешных студентов из ведущих вузов России уезжали за рубеж. Получается, что за свои деньги мы готовили специалистов для других стран.

И последнее, очередная переделка образовательных стандартов не займет слишком много времени, и поменять их можно за год. А вот поменять систему подготовки мгновенно нельзя. Оценить ее эффективность можно будет только после завершения цикла базового высшего образования, который глава государства определил сроком в 4–6 лет.