Бедные – против нового здравоохранения
В нашей газете (№28) было опубликовано интервью вице-губернатора А.Е. Стороженко, еще недавно занимавшего пост министра здравоохранения Омской области (с 2012 года). Сегодня его оппоненты – сами омичи, чьи жалобы в минздрав размещены в интернете.
Бывший министр в интервью нарисовал картину маслом – о том, как поступательно развивается здравоохранение в нашей области, как оно заботится об омичах, помогает им бороться с недугами. А с чем сталкивается население де-факто?
По поводу очередей
В интервью чиновник приводит «простой пример». Приехали, мол, к поликлинике представители Народного фронта в 6.30 утра – огромная очередь. А в 8.35 – очереди-то уже и не было. Просто люди, дескать, привыкли приходить рано. Съехидничал
Андрей Евгеньевич. А зря.
Из жалобы омички, которая обратилась в городскую стоматологическую поликлинику №1:
«Пришла 16 июня по полису ОМС. В регистратуре очереди не было, сразу забрали копию флюорографии, посмотрели паспорт и полис, сказали пройти в 113-й кабинет. Там тоже, как ни странно, очереди не было. Сидела там врач за столом, она спросила, с чем пришла, я устно разъяснила, она, не посадив меня в кресло, попросила открыть рот и показать. После чего сказала, что до 10 июля все талоны разобраны, может предложить только 306-й кабинет, где делают платно».
Какой делаем вывод? Конечно, он на поверхности: очереди нет, потому что и талонов-то НЕТ!
«Крик души» отца ребенка 6 лет (дата 28.02):
«Поликлиника №10. У ребенка болит зубик. Дают четыре талона на день – на два микрорайона: Старая Московка и Московка-2. Вчера приехал к 7 утра – талон не достался. Поехал в стоматологическую клинику №3 на Котельникова – талона не досталось, поехали на Иртышскую набережную – талона не досталось. Поехал сегодня к 6.30 в поликлинику №10 – талона не досталось. И везде говорят, что без талона – только с острой болью, но у нас еще щека не раздута... Что должно произойти с ребенком и во сколько с утра вставать, чтобы вылечили моего ребенка? Платные клиники не можем себе позволить».
Неотложная помощь
«Мы открыли кабинет неотложной помощи в каждой поликлинике, приблизив помощь к людям». При этом, как сказал Стороженко, «урезав объем заданий на станцию скорой помощи».
«Обратилась в приемное отделение Любинской ЦРБ, – пишет наша землячка, – с острой болью в коленке, передвигаясь с трудом. Когда я открыла дверь в приемный кабинет, медсестра, спросив «что случилось?», ответила, что нет хирурга ни в больнице, ни в стационаре, они дежурят на вызовах. Но у меня не такой уж тяжелый случай, чтоб вызывать врача. Она, не вставая с места, не осмотрев меня, предложила записаться на прием. Прием – на месяц вперед! После этого я пошла в регистратуру в поликлинику, там мне ответили, что сейчас принимает только один хирург и детей, и взрослых, народу очень много... Есть ли вообще смысл в такой больнице, примите меры, невозможно уже терпеть такое отношение к людям!»
Скорая помощь
Еще цитируем статью: «...растет объем на высокотехнологичную помощь... В то же время идет снижение на стационарные койки и скорую помощь». Скорая, по словам Стороженко, вообще работает замечательно. Судите сами: «Все централизовано и автоматизировано... у врачей есть планшеты, поэтому пока бригада едет к пациенту, фельдшер может вбить номер его полиса и через базу данных получить информацию о заболеваниях и причинах обращения ранее и разработать план действий». Прямо-таки европейский уровень. А на деле?
Читаем жалобы.
«4 июля около 19.00, – пишет возмущенный омич, – моя супруга обратилась в службу скорой помощи в связи с тем, что у меня была острая непроходящая боль в пояснице, отдающая в левую ногу. Передвигаюсь с трудом, через сильную боль. Приехала бригада скорой помощи. На мое объяснение врач ответила: «А мы тут причем?». В госпитализации мне отказали... Расписался в бланке за то, что они померили мне давление, пояснив, что я должен идти к неврологу. Только не пояснили, как мне попасть к неврологу, если я не могу самостоятельно передвигаться».
А этот случай просто вопиющий:
«10 июня в 20.00 приехала «скорая помощь», чтобы госпитализировать мою маму ... для чего нужно было найти 4 человека, чтобы ее вынести с 2-го этажа. Четверо наших родственников аккуратно погрузили маму в «скорую помощь». Я попросила, чтобы вместе со мной сопровождал маму и внук, но мне не разрешили его взять. Были очень неудобные носилки без бортов, и она всю дорогу кричала, что упадет. Нас привезли в МСЧ-4, и я пошла оформлять документы, затем кое-как протиснулись в узкий проем, все отошли от каталки, а я не успела ее поймать, она упала лицом на кафельную плитку, получив тяжелейшие травмы... Маме наложили повязку на голову, и повезли в БСМП-1, оказалось, что у нее, помимо рассечения лица, перелом левой руки. Вот так помогли моей маме! Я оставляю право за собой обратиться в суд и требовать наказания виновных».
В районах области бывают и такие трагедии:
«Жалоба на Шербакульскую ЦРБ. 9 мая была вызвана скорая помощь в с. Александровское. У моего отца были жгучие боли в области грудины, одышка, АД 190/120. Фельдшер Васильев сделал ЭКГ и сказал: «Все нормально». Измерил давление –160 (до приезда «скорой» мы дали таблетку от давления), сделал инъекцию, дал таблетку под язык. Госпитализировать отказался... В течение дня состояние не улучшалось. В 22 часа вызвали «скорую», так и не дождавшись ее, наш фельдшер констатировала смерть. Нам сказали, был обширный инфаркт».
Читаешь, и за каждой строкой – горе человеческое. Какой уж тут «план действий» по планшету!
О выдаче бесплатных лекарств
Участились жалобы на отказ в выдаче документов на льготное обеспечение лекарствами:
«Мой сын принимает жизненно важный препарат (азалептин), имеет вторую группу инвалидности, является региональным больным. В апреле 2017 г. ему не дали рецепт на очередное льготное получение лекарства. Прошу разобраться в сложившейся ситуации, принять меры по ее разрешению и предотвращению в будущем...»
Житель Шербакульского района:
«Состою на учете у инфекциониста Шербакульского ЦРБ с заболеванием «гепатит С». Раньше каждые полгода получал льготное лекарство, но последний год не получаю. Врачи утверждают, что нет лекарств, т.к. нет денег в бюджете. Предлагают купить лекарство за свой счет. Что мне с этим делать?»
А это пишет отчаявшаяся найти справедливость молодая мама:
«Я присоединяюсь ко всем отрицательным отзывам. Они не придуманы, отличаются лишь тем, что, кто больше ходит, у того проблем больше. В законе написано: детям до 3 лет выделять деньги на дополнительное питание и обязательно – на лечение. По факту я ничего не могу добиться. Мой ребенок на смешанном вскармливании с рождения, и аллергия пищевая. А когда болеем – все за свой счет, даже то, что есть в перечне на сайте. У поликлиники №10 – свой перечень, где нам ничего не положено, правда я его так и не увидела. Я требую то, что положено».
О бесплатном лечении в стационаре
Цитируем интервью чиновника: «...койка в стационаре очень затратная, поэтому должна использоваться по-настоящему. То есть если человек попал в стационар, он должен там не просто, как раньше, полежать 21 день, он должен пройти лечение».
А люди пишут жалобы, и, понятно, не от хорошей жизни:
«Крайне возмущена хамским и безразличным отношением к пациентам в стационаре БУЗОО МСЧ-7 на ул. Тварковского, 8 (дата 12.06. – Авт.). Наша бабушка проходила лечение в терапевтическом отделении. К пенсионерам отношение пренебрежительное. Складывается такое впечатление, что людям старшего возраста у нас медицинская помощь не положена. На жалобы пациента один ответ: «Сколько вам лет, что вы хотели?». При просьбе сделать дополнительное обследование, даже за деньги, отвечают: «Мы вас выпишем, идите потом, куда хотите и проходите обследование».
Работа коллектива кардиологического отделения «Отделенческая клиническая больница на ст. Омск-Пассажирский ОАО «РЖД» вызвала законное возмущение омички:
«9 июля мой муж (1957 года рождения) находился на лечении в этой больнице, заболевание: гипертоническая болезнь треть-ей стадии (далее называются осложняющие факторы: степень АГ-3, риск-4, дисциркуляторная энцефалопатия. – А.Ч.). В назначении капельниц ему было отказано. ... Молодая практикантка не могла долгое время попасть в вену для установки системы... больше помощь не оказали... При многочисленных жалобах моего мужа вынудили отправиться домой с таким диагнозом, на личном автотранспорте он доехал домой с высоким давлением и с нервным перенапряжением. Врач (такой-то. – А.Ч.), принимая заявление, видя, в каком состоянии находился пациент, не оказал никакого содействия для дальнейшего лечения, отправил домой. За весь день никто из больницы не поинтересовался здоровьем пациента».
Длинную жалобу омича, лечившегося в железнодорожной больнице, приведем в сокращении:
«В отделении (травматологическом. – А.Ч.) сделан средненький, но свежий ремонт. Младший медперсонал работает хорошо. Еда на твердую троечку. На этом плюсы заканчиваются. Если вам за здоровьем, то не сюда! ...Деньги с вас вытянут обязательно. Главный их бизнес – пластины... Меня убедили, что остеосинтез мне необходим и уговорили купить пластину за 35 000 рублей. После выписки я посетил несколько независимых консультаций, где объяснили, что эта пластина не только не была мне нужна, а еще и замедлит выздоровление... Когда я через год после перелома решил удалить пластину, то обратился к тем же врачам. Решил, что «моя» пластина не будет больше повторно никому установлена... Обещали отдать, а перед выпиской сообщили, что мою пластину уже утилизировали. Я понимаю, что, скорее всего, эта пластина (титановая) будет еще не раз продана и установлена другим пациентам... Если вы хотите действительно помощи, то поищите ее в другом месте».
О процветающем хамстве
Отзывов на эту тему множество. Хамство порождено безнаказанностью персонала и любимым аргументом медработников: «Попробуйте поработать на такую (низкую) зарплату!»
«Долго терпела, но уже надоело, сколько можно терпеть это унижение, оскорбление, хамство от врачей, мало того, что за все платим, вплоть до пробирок, так они еще и работать не хотят, – возмущается молодая мать работой Русско-Полянской ЦРБ. – Нужно было пройти медосмотр в садик, пришли в больницу в 8 часов, что было удобно, т.к. нужно успеть на работу. Но когда подошли к кабинету офтальмолога, увидела объявление о приеме с 8.30 час.»
Далее несколько раз женщине ответили «ждите». А когда ее мама, пришедшая вместе с ней (чтобы забрать ребенка после посещения врача), возмутилась и сказала, что будет жаловаться на отношение к пациентам, ответ врача был такой: «Да иди ты жалуйся, куда хочешь!» «В больнице все платно, зачем же тогда нужен страховой полис... практически никогда врача не найдешь на своем месте... За все платим, а клиника нищебродствует, это нормально? Министерство здравоохранения, отправьте своих детей или родственников сюда лечиться и посмотрите, какое тут обслуживание... Не больница, а ужас какой-то».
Вместо заключения
Вот так. Тексты сокращены – уверяю, эмоций в них еще больше, ознакомиться можно на сайте https://roskliniki.ru (на сайте представлены региональные министерства здравоохранения с возможностью подать к ним жалобу). Что ответили авторам чиновники – скрыто от посторонних, но можно догадаться: отвечать у нас умеют гладко и ни о чем.
«Хватит уже рассказывать эти сказки для бедных!» – возмущается Стороженко в интервью. Да, к сожалению, это не сказки. Это беда, что всей тяжестью обрушилась на нас – тех, кто живет на нищенские зарплаты и пенсии.
Анна ЧАЛАЯ.