Многие мои родственники принимали участие в Великой Отечественной войне, и это, конечно, не единственная история. Но часто ли бывает, что страница из жизни твоей семьи попадает в отечественный кинематограф?
Подвиг Николая Васильевича Похлебаева – минского подпольщика родом из Саратова – лёг в основу многочисленных документальных картин про события в Белоруссии 1943 г., советского художественного фильма «Часы остановились в полночь» (1988), а также сериала «Охота на гауляйтера» (2012-2013) с Анастасией Заворотнюк в главной роли. Сложно было поверить, что это мой родственник, хоть и дальний – троюродный прадедушка. А моё расследование, как это всегда бывает, началось случайно, с истории одной фотографии, и затем неожиданно привело в Минск времён Второй мировой.
Анастасия Заворотнюк в к/c «Охота на гауляйтера»
Перелистывая семейный альбом, я наткнулась на старинную, пожелтевшую карточку на плотном картоне, похожую на открытку, снизу – вензель и надпись «Саратовъ». На фотографии сидит старушка в тёмном платке, на руках младенец. На фото я никого не узнала и спросила о нём у деда. По его словам, в 41 г. этот родственник пропал без вести. Только после войны семья узнала о том, что Николай был ранен, попал в плен, бежал и был участником минского подполья. Была ещё книга 50-х гг., но сам дед её не читал и подробностей не знает. Других фото Николая в архиве тоже не оказалось, кроме той, детской. А ещё после войны к нашим родственникам даже приезжали из разведки...
Семейный архив. Н.В. Похлебаев на коленях у бабушки
Стоило покопаться в сети. Первое, на что я наткнулась, книга «Без права на ошибку» (автор Владимир Лота). Потом была книга Вячеслава Селеменева и Виктора Шимолина «Охота на палача» и ещё множество статей. Долгие годы операция «Возмездие» была засекречена и о её подробностях почти ничего точно не было известно. В первые же недели войны территория Белоруссии была захвачена немцами. Для противодействия в городах и деревнях активно создавались партизанские отряды. Вскоре Гитлер назначил генеральным комиссаром Белоруссии Вильгельма Кубе. Все 10 отрядов получают задание его устранить. Неудачи в операциях можно списать на удивительное везение гауляйтера, усиленную охрану или на путаницу в действиях диверсантов.
Организовать покушение удалось только после того, как партизаны в лице Марии Осиповой вышли на Николая Похлебаева, исполнительного директора минского кинотеатра (видимо, это была временная работа под прикрытием), а через него на Елену Мазаник, служанку в трёхэтажном особняке Кубе. Эту девушку как раз и играет Анастасия Заворотнюк в фильме «Охота на гауляйтера».
Мину пронесли на дне корзины, сверху присыпали брусникой. Для отвода глаз сверху дали ещё несколько десятков яиц и пару стаканов крупы. Отделаться от надзорных удалось, лишь поделившись с ними припасами. Мазаник подложила мину в кровать Кубе, и на машине Николая была доставлена в отряд, откуда улетела в Москву. Её семью удалось спасти, а вот директор минского кинотеатра, как и многие причастные к операции, были арестованы гестапо.
Кадр из документального фильма «Диверсанты», серия 3 «Убить гауляйтера»
Прочитала последнюю страницу книги, посмотрела кадры документального фильма «Диверсанты», снятого в 2012 году, но так и не узнала, как же выглядел мой троюродный прадед. Даже в фильме, где показаны реальные лица всех участников операции, вместо его фотографии лишь тёмный силуэт.
Уже не надеясь на успех, открываю очередную статью «Охотники на Кубе» О.И. Усачёва и натыкаюсь на фотографию. Человек в форме красноармейца. И подпись: Н. Похлебаев. «Сдержанный, немногословный, с могучим запасом энергии, которую не могли скрыть его выразительные карие глаза», – так отзывалась о боевом товарище Елена (Мазаник Е. Г. Возмездие. — Минск: Мастацкая литаратура, 1981).
Недавно вышел десятисерийный художественный фильм «Охота на гауляйтера» по мотивам этой истории. В фильме есть персонаж киномеханик Порываев – эту роль играет Александр Дьяченко. А в 1958 году был снят художественный фильм «Часы остановились в полночь». Сюжет истории и имена героев, конечно, были изменены, но я обратила внимание, что один из героев фильма – подпольщик Николай, который знакомит героиню с партизанами (играет Юрий Боголюбов), возможно неслучайно, чем-то напоминает прадеда, каким я его увидела на этой единственной найденной фотографии.
г. Минск, ул. Революционная, 2, бывший кинотеатр «Родина»
До сих пор в Минске на улице Революционной на том самом доме, где в годы оккупации располагался офицерский кинотеатр, можно увидеть мемориальную доску в честь подпольщика Николая Похлебаева. По иронии судьбы, сначала этот человек выбрал кинематограф, а позже кинематограф выбрал его. Вот он заряжает плёнку, сидя в своей аппаратной будке, – отъезд камеры – и он уже сам как будто смотрит с экрана. А события в промежутке этих кадров что-то должны были переписать в хронике войны. Ведь Кубе в мечтах видел, как после победы Гитлера он ровняет Минск с землей: «Надо, чтобы только одно упоминание моего имени приводило в трепет каждого русского и белоруса» (Цитата из письма дочери комбрига Давида Кеймаха).
Щеглова Евгения