Уважаемый читатель!
Каждые пять лет в сельских поселениях, районах, больших и малых городах мы избираем депутатов местных Советов.
Казалось бы, эти люди, в силу закона и оказанного населением доверия, должны быть независимы.
Но так ли это?
Положение дел в поселении, районе, городе, наличие здесь комфортных условий для населения зависит от соответствующего Главы муниципального образования, который распоряжается бюджетными средствами, муниципальным имуществом, землей, подписывает контракты, руководит чиновниками местного уровня и т.д.
А что депутаты? Все перечисленное выше от них фактически не зависит. Может поэтому они и «независимы»?
По мнению многих чиновников в тех случаях, когда требуется одобрение Советом их «начинаний», депутат просто обязан поддержать эти «начинания», дружно проголосовав «за».
А что, если возникает ситуация, когда от мнения депутата, который при этом высказывает и мнение своих избирателей, что-то становится зависимым? И при этом это мнение не совпадает с мнением того же Главы поселения, района, и, «не дай бог», губернатора? Вот здесь и начинается.
Наглядный пример – Лузинское поселение.
Камень претковения – как будет избираться Глава поселения: всем населением или депутатами Совета по предложению некой «конкурсной комиссии», пятьдесят процентов которой назначает Глава района.
Немного истории.
8 декабря 2016 года (в первом чтении) и 28 февраля 2017 года (во втором чтении) депутаты Совета Лузинского поселения проголосовали за то, чтобы Глава поселения избирался населением на муниципальных выборах. «За» в обоих случаях проголосовало 11 депутатов из 12 присутствовавших при одном воздержавшемся. Против этого не возражал и Глава поселения. Более того, вопрос об избрании Главы именно населением выносился на рассмотрение Совета от его имени.
Казалось бы, вопрос решен. Но!!! Вот тут-то и начинается самое интересное.
В сентябре 2019 года истекает срок полномочий Главы поселения. И «вдруг» Глава поселения в конце 2018 года начинает предпринимать попытки изменить порядок его избрания. 28 января 2019 года он выносит на рассмотрение Совета проект решения о внесении изменений в Устав, которым предлагается избирать Главу уже не гражданами, а депутатами Совета.
В ходе рассмотрения проекта поступает предложение: пункты, предусматривающие изменение порядка избрания Главы, из текста исключить. Оставить в Уставе прямые выборы. «За» голосуют восемь депутатов, трое воздерживаются.
В конечном итоге проект не набирает необходимого числа голосов - один «за», двое «против», восемь «воздержались». Как результат - проект решения депутатами отклоняется.
Как видит читатель, позиция депутатов Совета Лузинского поселения по вопросу порядка избрания Главы на конец января выглядит достаточно однозначно – прямые выборы. Прошу это запомнить!
Уже на следующий день после заседания Совета ближе к вечеру из администрации Омского района депутатам начинают поступать звонки по телефону. Им настоятельно предлагается на следующий день, то есть 31 января, прибыть к Главе района. При этом тема беседы не сообщается. На предложение откликнулись лишь несколько депутатов – работников бюджетной сферы.
Увидев, что депутаты игнорируют поступившее предложение, 5 февраля в Лузино вместе со «свитой» чиновников администрации прибывает первый (!) заместитель Главы Омского района Лысенко С.А. Собрав депутатов, как он сам выразился, на совещание, чиновник пытается убедить их в необходимости избрания Главы поселения самими депутатами по предложению «конкурсной комиссии». Осечка – депутаты свое мнение не меняют.
Наступает некоторое затишье.
28 февраля двое депутатов пишут заявления о сложении полномочий по собственному желанию. К слову, это те депутаты, которые, как того требует закон «О противодействии коррупции», не представили сведения о доходах за 2017 год, в связи с чем их полномочия в любом случае подлежали прекращению.
Заявления на регистрацию почему-то поступают только 7 марта.
Поскольку для легитимности Совета требуется, чтобы депутатов было не менее десяти человек, а в связи со сложением полномочий указанными двумя депутатами их остается только девять, состав Совета становится неправомочным, то есть Совет уже не вправе принимать нормативные правовые акты.
В сложившейся ситуации Совет должен был только процедурно оформить отставки и сообщить об этом в избирательную комиссию, что он и попытался сделать, назначив заседание на 28 марта.
Но! По предложению Главы поселения без объяснения причин заседание переносится на 2 апреля.
2 апреля заседание не состоялось (пришли только шесть депутатов, а требовалось присутствие не менее восьми).
Депутаты решили собраться 4 апреля. Но 3 апреля по электронной почте депутатам поступают сообщения, что заседание Совета 4 апреля не состоится; причины при этом не объясняются.
И вдруг, утром 16 апреля депутатам сообщается, что в час дня им необходимо собраться на заседание Совета. Повестка заседания при этом, как это положено по регламенту, не сообщается.
Как ни странно, собираются все, не смотря на рабочий день.
В зале присутствуют также («непонятно», с какой целью) зам. главы района Лысенко С.А. со «свитой» чиновников районной администрации.
Приходят и два депутата, ранее написавшие заявления об отставке по собственному желанию. Выясняется, что они написали заявления о том, чтобы ранее поданные ими заявления об отставке не рассматривались. Заявления датированы (!) 4 апреля и написаны как «под копирку». При этом заявления нигде не зарегистрированы (они будут зарегистрированы уже после заседания).
На повестке, в числе прочих, вопрос о внесении изменений в Устав, которыми предусматривается отмена прямых выборов Главы поселения.
И вот чудо! За отмену прямых выборов Главы поселения голосуют десять депутатов! Хотя напомню, что еще в начале февраля многие из них были за прямые выборы.
Феномен? А что ему предшествовало?
А предшествовало вот что. Депутатов Совета настоятельно приглашали на беседу с чиновниками районной администрации. О чем шел разговор и какие «убедительные аргументы» приводились – не знаю. Однако только два факта для дальнейшего размышления.
На беседу в районную администрацию накануне заседания Совета приглашается депутат Фомичев В.П.
Поначалу ехать туда он не хотел, но его «убедили». Как раз, за день до поездки, в беседе с автором в присутствии жителя села Лузино Маркович В. Владимир Петрович бьет себя в грудь и заявляет, что он исключительно за выборы Главы народом. И что же? После беседы в «районе» Владимир Петрович голосует за отмену прямых выборов. Парадокс? Но давайте вспомним, что Владимир Петрович хотя и на пенсии, но «подрабатывает» - руководит туристическим кружком в школе. А это бюджетная сфера…
Второй факт. Согласно данных официального сайта Омского районного суда в производстве суда находится гражданское дело, истцом по которому выступает Администрация Омского муниципального района. Предмет судебного разбирательства – споры, связанные с землепользованием; споры, вытекающие из договора аренды.
Ответчиком по делу значится Таран В.В., чья фамилия и инициалы странным образом совпадают с фамилией и инициалами депутата Таран Василия Васильевича.
Да читатель, это тот самый депутат, который сначала подал в Совет заявление о сложении полномочий, а потом попросил его не рассматривать и на заседании «дружно» проголосовал за отмену прямых выборов.
Возможно совпадение. Но обратимся к сайту. Заявление поступило в суд (!) 5 апреля, то есть до заседания Совета, на котором Таран В.В. голосует за изменения.
Здесь есть нюанс – за внесение изменений в Устав депутаты должны проголосовать два раза. Второй раз – после публичных слушаний, которые назначены на 13 мая.
А теперь внимание: на заседание суда, назначенное 25 апреля, ни одна из сторон не является. Не странное ли поведение истца – администрации Омского района?
Следующее заседание назначено на 14 мая. Боюсь ошибиться, но что-то мне подсказывает, что и в мае на заседание никто не придет, а дело будет оставлено без рассмотрения.
Вот и думай читатель: независимы ли депутаты представительных органов муниципальных образований и чью волю и интересы они будут представлять, голосуя при выборах Главы муниципального образования?
С уважением, Юрий Юрьевич Бакаев