Компактный микрорайон из 9-16-этажных современных домов, в котором несколько тысяч жителей, есть детские площадки, места для парковки… нет одного: нормального безопасного прохода к остановкам общественного транспорта. На первый взгляд создается ощущение, что проектироващики искренне считали, что каждая семья, покупающая новую квартиру, обязана иметь машину. Дескать, ходить пешком – даже до соседней поликлиники или до школы – это для нищебродов. Дескать, современный человек должен ездить, а не ходить.
Однако, это – только первое впечатление.
В проекте был предусмотрен нормальный въезд в микрорайон, оборудованный положенными по закону тротуарами. И даже газонами. Но проект разбился о приватизированные гаражи.
Дело в том, что микрорайон Пригородный возведен на месте бывшей промзоны. В советское время был построен жилой массив между проспектом Мира и улицей Андрианова. На его «тылах», как было принято в то время, поставили гаражный кооператив, отсекавший дома от промзоны. Теперь же эти гаражи оказались непреодолимой стеной между новым и старыми кварталами.
В общем, создать проезд в направлении остановки «Садко» не удалось. Решили «пробиваться» в сторону Советского парка, параллельно Иртышу. Нашлась полоска земли между гаражами и приватизированной придомовой территорией дома №21, но ее ширина не превышает ширины проезжей части. А вот на тротуар уже места не осталось.
По слухам, застройщик пытался договориться с жильцами дома №21, обещал за полосу земли в полтора метра шириной оборудовать детские площадки… но не получилось.
Мало того, когда началась стройка, встал вопрос о том, что по краю участка, принадлежащего жильцам дома №21, будут ходить люди, его жильцы решили огородить свою территорию капитальным забором. Дескать, чтобы никто лишний «не шлялся».
В итоге человек, живущий в микрорайоне Пригородный, если у него нет машины, может попасть к одной из автобусных остановок (и к прочим благам цивилизации) несколькими способами.
Первый: к остановке «Университет» - передвигаясь по проезжей части вдоль забора дома №21. Причем интенсивность движения тут – как на Красном Пути. Особенно приятно в гололед и в грязь.
Второй: к остановке «Садко» - через дырку в заборе и щель между гаражами, по крутому подъему, мимо университетской церкви, через дворы и другие гаражные кооперативы. Асфальта на части протяжения этого пути нет вообще, протащить детскую коляску через дырку в заборе или через буераки возле гаражей – задача для очень сильных мам.
Третий: к остановке «ДОК» - вдоль еще не распроданной и не застроенной территории бывшего ДОКа. Дорога больше похожа на сельскую грунтовку. Да и зачем людям, живущим практически в центре Нефтяников, идти на Забайкольскую оптовку?
Это нормально?
Новый микрорайон, тысячи жителей, много семей с детьми, ребятишки растут, много школьников… и все они ходят по проезжей части или карабкаются через дырку в заборе.
Так почему возникла такая ситуация?
А потому, что городские власти, задача которых, по идее, согласовывать между собой интересы жителей так, чтобы всем было комфортно, оказались бессильны перед «священным правом собственности», не способным воспринимать никакие доводы разума.
И еще одна причина: у города нет осмысленного плана развития, нет рабочего проекта. Участки под застройку выделяются так, словно они находятся в безвоздушном пространстве, и уже застройщик вынужден решать все вопросы транспортных коммуникаций.
Очень бы хотелось узнать фамилию чиновника, подписавшего документы на приватизацию придомовой территории дома №21. Формально он поступил по закону, выделил ровно столько земли, сколько положено. А о том, что участок рядом тоже будет застраиваться, чиновник вроде бы как думать не обязан.
Гаражная проблема тоже еще только начинает давать о себе знать, но скоро жители микрорайона столкнутся вплотную и с ней. Построенные когда-то на дальних границах жилых микрорайонов гаражные кооперативы сегодня превратились в настоящие «китайские стены», мешающие изменять планировку, если вместо промзон строится жилье.
Но самое грустное то, что муниципальные власти имеют законные механизмы, с помощью которых можно заставить граждан поступиться «священным правом частной собственности» ради интересов большого числа таких же граждан. Юридически вопрос решить можно. Но пользоваться этими механизмами власти не хотят – это муторно, грозит судами, надо проявлять волю… оно чиновникам надо?
Именно поэтому приходится проводить пикеты, собирать подписи, искать методы воздействия на городскую администрацию, чтобы заставить ее обеспечить людям нормальную жизнь.
Е. Лифантьева